ПОДХАЛИМЫ пили стоя. Тост за нового министра обороны А. Квашнина прозвучал в многозвездной генеральской компании. Некоторые полководцы смущенно переглядывались. Мол, не рано ли?
СЕРГЕЙ ИВАНОВ без малого год занимает министерский кабинет и вряд ли оставит его в ближайшее время. Слухи о его уходе гуляют разве что по кабинетам Генштаба. В "преемники" там сейчас прочат лишь одного человека - начальника Генерального штаба Анатолия Квашнина.
Вот пример уникальной карьеры. Он не был, как генерал-полковник Борис Громов, суворовцем. Не заканчивал, подобно генералу армии Андрею Николаеву, элитное Московское военное общевойсковое училище. И все равно в беге по карьерной лестнице бывший выпускник Курганского политехнического института опередил конкурентов, в которых с детства была заложена "военная косточка". Недаром бывший лейтенант-"двухгодичник" получил еще от Бориса Ельцина погоны четырехзвездного генерала и маршальскую звезду, украшенную десятками бриллиантов, стоимостью свыше 40 тыс. долл.
"Серый кардинал"
ЗА ГЛАЗА в коридорах Минобороны нынешнего начальника Генштаба называют "серым кардиналом". В отличие от Сергея Иванова, часто мелькающего на экранах телевизоров, генерал армии Квашнин предпочитает держаться в тени. Злые языки утверждают, что он очень не любит журналистов. Особенно после первой войны в Чечне, где он руководил действиями федеральных войск в самый кровавый период.
Начальник Генштаба наводит ужас и на своих подчиненных. По его выражению, он до "уровня паркета зачистил Министерство обороны", уволив 427 генералов. Недавно он устроил разнос и выгнал с совещания в Ханкале начальника управления кадров Северо-Кавказского военного округа генерал-майора Сергея Кучерявого. Едва добравшись до госпиталя, пятидесятилетний кадровик умер от сердечного приступа.
Генерала армии Квашнина считают одним из отцов военной реформы. Правда, сам он от этих лавров теперь открещивается. Ведь все явственнее проявляются ошибки, сделанные в ходе поспешного реформирования Вооруженных сил. Например, объединение ВВС и ПВО, по мнению специалистов, себя не оправдало. Потому что попытались слить в одно целое совершенно разные вещи.
Грани мужества
ВОЕННАЯ карьера Анатолия Квашнина неотделима от Чечни. Там он не раз был на волосок от смерти. Надо отдать должное личной храбрости генерала. Он никогда не отсиживался на хорошо укрепленной военной базе в Ханкале, а сам стремился на передовую. Бойцы часто могут его увидеть практически без охраны в Аргунском и Веденском ущельях.
Едва он прибыл в Чечню, как сразу же перевел своего сына Сергея из мирной забайкальской Даурии в самое пекло - Грозный.
Впрочем, в аппаратной борьбе Квашнин не менее решителен. Говорят, что в интригах на военном олимпе ему сейчас нет равных. Так, якобы желая "нейтрализовать" вероятного претендента на пост министра обороны - главкома Ракетных войск стратегического назначения генерала армии Яковлева, он преобразовал РВСН. А Яковлева отправил в почетную ссылку начальником штаба стран СНГ.
С особой ревностью Квашнин относится и к десантникам. По директиве Генштаба их элитные части и подразделения сокращаются чуть ли не в первую очередь. Тем самым теряет аппаратный вес командующий ВДВ генерал-полковник Георгий Шпак. Он, несмотря на солидный возраст, вполне бы мог претендовать на кресло министра. Но ЧП под Ульяновском, когда десантники застрелили девять человек, сильно подорвало шансы главного десантника.