НА ДНЯХ представители МВД заявили, что найдены следы исполнителей самого громкого преступления прошлого десятилетия. Правда, следы - где-то за рубежом. А на Ваганьковском кладбище возле могилы Влада Листьева по-прежнему появляются свежие цветы и горят восковые свечи, зажженные подчас случайными прохожими.
- ПОСЛЕДНИЙ долг мы отдали Владу еще 7 лет назад, а на кладбище каждый ездит по зову сердца в удобное для него время. 1 марта в нашем доме соберутся друзья Влада, вспомнят о нем, - рассказала нам вдова Влада Листьева Альбина Назимова. - За эти годы сменилось 5 составов следственных групп, и каждая из них начинала свое расследование с нуля.
Сразу после убийства следственную группу по "делу Листьева" возглавил следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре России Борис Уваров. На его счету уже были сотни раскрытых преступлений. И в "деле Листьева" тоже появились конкретные результаты. Но как только группа вплотную подобралась к большим персонам, близким к прежним обитателям Кремля, от дела его отстранили.
Не сломали Березу
- С ПЕРВЫХ дней следствие тормозили те, кто больше всех требовал наказать убийц. К примеру, бывшего руководителя "ЛогоВАЗа" Березовского решили допросить. Но через несколько часов он поднял шумиху на ТВ о том, что нами в отношении него совершена провокация, - рассказал Борис Уваров.
Это не единственный пример. Следователя, державшего в руках все нити расследования, бывший и. о. Генпрокурора Ильюшенко отправил в отпуск, потом в отставку. Из прокуратуры ушли Борис Погорелов и группа профессионалов, не пожелавших терпеть беззаконие. За эти 7 лет было исписано более 100 томов уголовного дела, но назвать имена сценаристов убийства следствие так и не смогло.
Первоначально рассматривалось сразу несколько версий этого преступления: коммерческая, политическая и личная, уходящая корнями в далекое прошлое Влада.
Его первая жена, Елена Есина, дождавшись популярности экс-супруга, подала на алименты, и, по слухам, ее "аппетит" с годами заметно возрос. Но версия о ее причастности к преступлению так и не подтвердилась - было бы глупо лишиться основного источника денег. Тем более что после кончины Влада их общей дочери Валерии (сейчас ей 19 лет) досталось 3/8 доли наследства, состоящего из трех машин ("Вольво", "Мазда" и "ВАЗ-21093"), земельного участка в Подмосковье, 121-метровой и 69-метровой квартир в Москве. Причем девочка видела отца только по телевизору. Влад оставил жену, когда та была в положении, так как считал, что ребенок зачат не от него.
Не сложилась жизнь Влада и со второй супругой - Татьяной. Их сын Владик умер в 6-летнем возрасте, будучи к тому времени уже слепым и глухим, - сказалось осложнение после гриппа, которое мальчик перенес в годовалом возрасте. Листьев сильно запил, не обращал никакого внимания на рожденного вскоре второго сына Сашу (сейчас ему 18 лет, он учится в Англии. - Прим. авт.) и даже пытался вскрыть себе вены на даче. К счастью, его тогда откачали.
Знающие Влада люди вспоминают о том, как в 1989 году его чуть не уволили из "Взгляда" за недисциплинированность (он тогда как раз переживал развал второй семьи. - Прим. авт.). И тут в его жизни появилась 25-летняя художник-реставратор Альбина Назимова. Они познакомились в ее мастерской на Масловке, куда Влад случайно заглянул с компанией друзей, а впоследствии зачастил. Роман явно пошел ему на пользу - он бросил пить, закодировался, открыл новый проект - программу "Поле чудес" и вскоре занял кресло генпродюсера только что созданной телекомпании "ВИД". Впоследствии это стало поводом для еще одной версии.
Спустя три года после гибели Влада его вдова Альбина Назимова в третий раз вышла замуж. Ее избранником стал режиссер телекомпании "ВИД" и давний друг семьи Андрей Разбаш. После смерти Влада Альбина Назимова унаследовала, помимо прочего, пакет акций телекомпании "ВИД". Андрей Разбаш, по иронии судьбы, также владел значительным процентом акций, и это могло показаться "слиянием капиталов". Ведь, соединив свои акции, молодожены стали самыми крупными владельцами "ВИДа"! Тем более что у Альбины был и "достойный" повод - ревность. По слухам, за год до гибели Влада в его жизни появилась молодая девушка-медсестра, которую в последний раз видели на похоронах Влада.
Разборки телебратвы
20 ФЕВРАЛЯ 1995 года гендиректор ОРТ Листьев ввел временный мораторий на все виды рекламы. Официально - для очищения Общественного ТВ от коммерциализации. В убытке оказался С. Лисовский, главный распорядитель рекламного времени, имевший многомиллионные обязательства перед рекламодателями. Но со стороны Листьева этот шаг, скорее всего, был лишь игрой в благородство. Удачливый бизнесмен, похоже, решил покуситься на монополию Лисовского. По слухам, после этого Листьев и Лисовский долго торговались за право распоряжаться рекламой: Влад хотел платы для ОРТ в $170 млн., Лисовский мог дать "лишь" $100 млн. На почве этих разногласий следователи не могли исключить Лисовского как очередного "подозреваемого". Но и эта версия "умерла". Сегодня Лисовский занялся производством кур. Видимо, решил, что так целее будешь.
Постепенно гибель телекумира обрастала слухами. Кое-кто вспомнил, к примеру, что Борис Березовский хотел видеть на месте генерального директора (то есть на месте Листьева) свою тогдашнюю союзницу - продюсера Ирэну Лесневскую.
Эта должность давала возможность контролировать финансовые потоки, поступающие от рекламы. В те годы огромная их часть фигурировала как "черный нал", и соблазн стать его хозяином был у всех. В том числе, конечно, и у Березовского. Не случайно он о чем-то неоднократно спорил с Листьевым буквально за несколько дней и даже часов до убийства. Очень смахивало на создание алиби и то, что за несколько часов до убийства Борис Абрамович улетел в Лондон...
Позднее он обратится к президенту Ельцину с предложением перевести "дело Листьева" из разряда политических в раздел коммерческих заказных убийств. Результатом его пламенных речей стало увольнение прокурора Москвы Геннадия Пономарева и его зама Владимира Панкратова. А через 5 месяцев после этого прокуроры ему "отомстят", оповестив общественность о нахождении "истинных заказчиков" Листьева. Но уже на следующий день они заберут свои слова обратно и вскоре будут уволены. Березовский тем временем пускает следователей еще по одному следу, заведомо ложному. Якобы организаторы убийства - спецслужбы и А. Коржаков.
И еще одно соображение. Последнее заявление работников МВД удивительно совпало с угрозой Б. Березовского доказать причастность наших спецслужб к взрывам домов в Москве и Волгодонске. Поэтому не исключено, что заявление следователей - лишь угроза в адрес беглого олигарха, который может стать главным фигурантом в деле об убийстве В. Листьева.
Разумеется, больше всех о "деле Листьева" знает бывший Генпрокурор Юрий Скуратов. Но он, скорее всего, будет молчать. Спокойствие дороже...