В "АиФ" N 20, 21 мы сообщали о работнике российского МИД, обвиняемом в сотрудничестве с британской разведкой. По делу арестованного агента идет следствие. Недавно редакции "АиФ" стало известно его имя.
ТЕПЕРЬ, когда эта история раскрыта почти до конца, можно только поразиться, как тесно литература переплетается с жизнью.
А звучит эта история так: жил-был в Москве писатель. Писал детективные и шпионские романы, которые издавались в ярких обложках и продавались потом в подземных переходах и на вокзалах любителям пощекотать себе нервы. Названия книг были соответствующие: "Игра в смерть", "В объятиях паука", "Роковая женщина".
Любил писатель особо посмаковать садистские наклонности своих героев при совершении половых актов, убийства, мордобой, так что создавалось даже впечатление, что кое-что из этой писанины он видел или пережил сам. Российская мафия, которая вызывала у писателя особенное вдохновение, занималась в его романах контролем над проституцией и продажей оружия и имела связи с иностранными спецслужбами - английской и американской. Так часто, говорят, бывает в жизни.
Вот только имя и фамилия автора на обложке выглядели как псевдоним: Платон Обухов. Но неширокий круг друзей и сотрудников по работе знал, что имя автора на цветных обложках бульварных романов подлинное. Работал Платоша (как его называли друзья) в МИД ни много ни мало вторым секретарем, что к двадцати восьми годам совсем неплохо, в престижном департаменте Северной Америки. Занимался вопросами щекотливыми, деликатными - вроде разоружения. Когда, каким образом ему удалось выйти на сотрудников британской "Сикрет интеллидженс сервис", выясняют сейчас следователи с Лубянки. По имеющимся сведениям, английская разведка начала разрабатывать его в начале 90-х годов, когда по окончании престижного МГИМО он отправился работать сначала в российское представительство на Шпицбергене, а затем в посольство в Осло. В ФСБ полагают, что работал Обухов на западные разведки не менее полутора лет и делал это достаточно добросовестно. Если чего не знал сам, шел к бывшим своим сокурсникам, и те помогали. В запасе у него всегда находились бутылек виски или красивая зажигалка. А приятелям всегда было лестно помочь человеку, папа которого работал при Шеварднадзе замминистра и до недавнего совсем времени послом в Дании.
Пока окончательно неизвестно, какую роль Алексей Обухов играл в делах своего старшего сына. Вероятнее всего, о его тайной жизни он ничего не знал. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце мая посла Обухова вызвали в Москву, где сообщили об аресте сына, допросили и произвели обыск на его квартире. Убедившись, что посол прямо не замешан в тайных делах своего отпрыска, ему разрешили вернуться в Данию и завершить там свои дела. В Копенгагене Обухов нанес прощальный визит королеве Дании и другим официальным лицам, после чего вернулся в Москву. За дела сына посол "ответил" отставкой, сердечным приступом и тяжелейшим стрессом.
Как это часто бывает, Платон Обухов своим внешним видом мало походил на шпиона. Встретив на улице, его можно было принять скорее за научного работника. Немногочисленные друзья отмечают в нем незаурядную эрудицию и отвратительный характер, главной чертой которого был цинизм. Сотрудник департамента МИД, где работал Обухов-младший, попросивший не называть его имени, сказал, что некоторое время назад Платон был выведен в резерв, то есть отстранен от оперативной работы, как раз из-за своей любви к правдоподобию: в одном из своих романов он дал имя своего начальника одному из главарей мафии. За что тот на него крепко обиделся.
Утверждают, что ФСБ следила за Платошей около 4 месяцев, стремясь выявить его связи и добыть улики его преступной деятельности, пока не арестовала его в апреле с. г. Были сняты километры видеопленки, которые подтверждают факты передачи им секретной информации сотрудникам британского посольства. Как говорят в таких случаях, под давлением неопровержимых доказательств Платон Обухов начал "колоться" почти сразу же, утверждая, правда, что, сотрудничая с СИС, он хотел собрать таким образом материалы для нового романа. Его можно было бы назвать "Игра в смерть", поскольку за шпионаж, если суд признает Обухова виновным, могут вынести и смертный приговор, но, увы, роман с таким названием литератор Платон Обухов уже опубликовал.