Примерное время чтения: 6 минут
125

В гостях у "штирлицев"

РАЗВЕДКА всегда окружена тайной. Попасть простому смертному в святая святых - штаб-квартиру СВР - все равно что верблюду пролезть сквозь игольное ушко. И все же после длительных переговоров, в знак особого уважения к читателям "АиФ", военному корреспонденту нашей газеты Александру КОНДРАШОВУ разрешили побывать на сверхсекретном объекте в московском Ясеневе.

Но сначала с работниками Службы внешней разведки мы встретились по всем законам конспиративного жанра на "явочной квартире" в центре Москвы. В старинном особняке, удобно устроившись в шикарном кресле, расспрашиваю о сегодняшней работе СВР. В ответ чаще всего следуют вежливые улыбки и фраза: "Без комментариев". Но шила в мешке не утаишь.

Шпионские страсти вновь выплеснулись на страницы газет и журналов. Недавно немецкий еженедельник "Шпигель" в своем очередном номере рассказал о небывалой активности российской разведки в Германии. Бьет тревогу и американская пресса. Здесь еще не забылось сенсационное дело "суперкрота" Эймса, якобы передавшего советским, а затем российским спецслужбам бесценную информацию из штаб-квартиры ЦРУ.

Осенью закончился суд в Париже над французским инженером-атомщиком Тампервилем, который за 160 тысяч франков вроде бы передал в Москву "тысячи совершенно секретных документов" о французских ядерных испытаниях и технологиях. Не утихают шпионские скандалы в Польше. Там газеты регулярно сообщают о широкомасштабной деятельности русских агентов.

ТАЙНА "БРАЙТЕНБАХА"

...НА СТАРЕНЬКОЙ белой "Волге" едем в "деревню", в "лес". Так на разведческом сленге именуется ясеневская "контора".

Хозяин кабинета явно не обделен чувством юмора. Над его рабочим столом вместо обычных у высокопоставленных чинов спецслужб портретов Ельцина, Ленина или Дзержинского висит загадочный темный лик на белом фоне. Под ним шутливый стишок: "Окажи, хозяин, честь. Покажись, каков ты есть! - Я бы рад, да мой портрет - для меня и то секрет".

Это абстрактное полотно все здесь зовут "Портретом разведки". Боже упаси назвать чью-то фамилию! Лишь недавно стало возможным рассказать, например, о знаменитом Штирлице. Оказывается, именно здесь Юлиан Семенов изучал документы об агенте советской разведки "Брайтенбахе", кодовый номер А/201, работавшем в гестапо, ставшем прототипом легендарного персонажа "Семнадцати мгновений весны".

Правда, по совету из ЦК КПСС писатель сделал немца Вилли Лемана русским Максимом Исаевым.

Как и книжный Штирлиц, Вилли Леман действительно был правой рукой шефа германской разведки Вальтера Шелленберга. Он отвечал за контрразведывательное обеспечение военной промышленности рейха. Наиболее важное значение имела информация Лемана о создании в Германии под руководством Вернера фон Брауна принципиально нового вида оружия - ракет "фау".

Штирлица-Лемана высоко ценили в Москве и Берлине. Так, на новый год он в числе лишь четырех сотрудников гестапо получил в награду портрет фюрера с личной надписью Гитлера. Наша разведка делала более материальные подарки. Например, оплатила ему дорогостоящее лечение в Швейцарии болезни почек. Вот что по этому поводу писал резиденту Зарубину заместитель руководителя советской разведки Берман: "Брайтенбаху, конечно, обязательно помогите. Его нужно спасти во что бы то ни стало. Важно только, чтобы затрата больших средств на лечение была соответственно легализована или организована так, чтобы при проверке не выявились большие деньги. Это, учтите, обязательно".

При отъезде из Берлина советский резидент познакомил Лемана с хозяйкой конспиративной квартиры. Правда, радистку Кэт из "Семнадцати мгновений весны" на самом деле звали Клеменс. Штирлиц Юлиана Семенова действовал в романе и в конце войны. Куда трагичнее сложилась судьба его прототипа. Согласно имеющейся в деле "Брайтенбаха" справке, его предал связник - агент "Бек". В ноябре 1945 г. особым совещанием предатель был приговорен к расстрелу. А Штирлица-Лемана гестапо арестовало в декабре 1942 г. Точная дата его смерти до сих пор не установлена.

"МЕРСЕДЕС" ЗА ОДНУ МОНЕТУ

"РАЗВЕДКА без денег - это кружок кройки и шитья в пионерском лагере" - так ответил один из моих высокопоставленных собеседников на вопрос, много ли агентов работает только "за идею".

Опытные разведчики, не один год проработавшие в зарубежных резидентурах, признавались, что самым страшным было нести на встречу с агентом большую сумму денег. Боялись не только вражеской контрразведки, которая могла взять с поличным. Еще страшнее было подвергнуться обычному уличному ограблению. Тогда ведь с родной бухгалтерией вовек не рассчитаешься.

Богатые янки были более изобретательны. Чтобы не таскать чемоданы с деньгами, они выдавали наиболее ценным агентам сувенирные золотые монеты. Одну из таких мне показали в штаб-квартире Службы внешней разведки России. Хозяин кабинета из служебного сейфа достал золотой доллар образца 1904 г. На первый взгляд монета как монета. Но нумизматы знают ее настоящую ценность. За эту редкость можно купить пятисотый "Мерседес".

ЦЕНА ПРЕДАТЕЛЬСТВА

СКОЛЬКО тратится на разведку? У нас это по-прежнему тайна за семью печатями. А вот в США под давлением общественности президент Билл Клинтон был вынужден обнародовать эти секретные расходы. На все разведывательное сообщество в бюджете на 1997 г. было выделено 26,6 млрд. долл. Более половины пошло Агентству национальной безопасности, которое занимается электронной и другой технической разведкой. ЦРУ досталось чуть более 3 млрд. "зеленых". Поэтому даже самым ценным агентам оно платит не так уж много.

О предателях в Ясеневе говорить не любят. Например, о сбежавшем летом 1995 г. из Москвы в Швейцарию подполковнике СВР Олеге Морозове вспоминают очень скупо. "Сынок" благодаря влиятельным родственникам имел шикарную квартиру на Кутузовском проспекте. Работал в одной из престижных европейских резидентур, но показал крайне слабые результаты. Пил. Досрочно был отозван на родину и назначен с понижением в обеспечивающий отдел одного из второстепенных направлений.

Видимо, обиделся. И вот, используя старые контакты с резидентом ЦРУ в Берне, вместе с женой и сыном рванул на Запад за длинным долларом. Как и ряд других перебежчиков, говорят, потихоньку спивается.

В разведке по-прежнему не разбогатеешь. В штаб-квартире СВР в Ясеневе провожавший меня современный Штирлиц говорил, что нынешнее поколение российских разведчиков работает не за деньги, не за коммунистическую идею, а за Россию. При этом цитировал русского генерала Алексея Брусилова: "Правительства меняются, а Россия остается, и все должны служить ей по той специальности, которую выбрали".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно