ДЛЯ граждан бывшего СССР Донатас Банионис - личность незабываемая. Советский разведчик Ладейников из "Мертвого сезона" Саввы Кулиша в исполнении Баниониса стал почти хрестоматийным образом "бойца невидимого фронта". Сегодня господин Банионис, гражданин Литвы, вновь снимается в России. Режиссер Евгений Татарский продолжает на "Ленфильме" работу над сериалом "Ниро Вульф и Арчи Гудвин" по романам писателя Рекса Стаута, чьи детективы на Западе считаются культовыми.
Настоящий разведчик
- РОЛЬ Ниро Вульфа, проницательного детектива-домоседа, вам интересна?
- Нет. Здесь нет ни драматургии, ни искусства.
- Почему же снимаетесь?
- А вы думаете, что все 65 фильмов, в которых я играл, меня удовлетворили? Таких наберется всего-то пять-шесть.
- Какие из них вы любите?
- Я не люблю их, как, впрочем, не люблю грибы и собак. Я жену люблю.
- Хорошо. Тогда какие выделяете?
- Те, которые были трудными для меня или неожиданными, когда сомневался в успехе, а он пришел. Таким стал "Никто не хотел умирать" - мой третий фильм у Жалакявичюса. "Гойя" открыл для меня, что такое художник, насколько он должен быть независимым от власти, церкви. "Солярис" вошел в хрестоматии всего мира. Фильм "Приключения принца Флоризеля" был неожиданным поворотом в моих ролях. А "Мертвый сезон" неожиданно оказался удачным. Потому что поначалу меня снимали с роли, сказали, что никакой я не советский разведчик: некрасивый, невысокий. А советский разведчик должен быть сразу виден, выделяться из массы. Но потом восстановили только потому, что меня отстояли Михаил Ромм и непосредственно прототип моего героя, он тоже был небольшого роста, лысый и совсем не похож на Кадочникова.
- Но вот сейчас, когда все увидели бывшего разведчика Путина, наверное, сомнений нет, что в "Мертвом сезоне" все сделано верно?
- Компетентные люди говорили мне, что Путин выбрал профессию, посмотрев "Мертвый сезон". Я был у него в прошлом году в Кремле, и мы перебросились несколькими словами и об этом тоже.
В ожидании личностей
- НА ВАШ взгляд, качество сегодняшнего российского кино упало?
- Да, как и всего кинематографа. Посмотрите, кому сейчас дают "Оскар". Что, "Титаник" - это фильм?
- Но весь мир рыдал?
- Значит, планка упала, это уже не Феллини, не Жан Габен, не Джульетта Мазина. И в России тоже актеров и режиссеров подобного уровня нет. Ведь десятки лет назад чуть ли не каждый год появлялось несколько выдающихся работ. А сейчас? Особенно меня потряс "Сибирский цирюльник". Если это считается достижением российского кинематографа? Что тут говорить! Для кого-то, наверное, это, как и "Титаник", - вершина, но это не мое кино.
Приведу пример из жизни. Недавно один молодой человек говорит мне: "Что там ваш Бах или Моцарт - сидишь, скучаешь. А у нас приходишь на стадион - и десять тысяч наших ребят рядом, и там играют, и ты кричишь вместе с ними! Вот это искусство!"
Сейчас идет культурный спад. Личностей нет. Но они должны родиться.
- Для многих ваша фамилия до сих пор неразрывно связана с двумя другими звездами - вашими земляками кино - Адомайтисом и Будрайтисом...
- Будрайтис удалился из кинематографа в дипломатию - работает в посольстве Литвы в Москве советником по культуре. Ему сложно, он как дипломат не может сниматься. Адомайтис по-прежнему снимается в кино в Литве, в России и других странах.
- Ваш отец делал попытку уехать из страны в Бразилию. У вас не было желания покинуть Литву?
- Мой отец был человеком авантюристического склада, не мог сидеть на месте. Он всегда хотел быть кем-то большим, чем был на самом деле. А в Бразилию поехал искать счастье. Договорился с матерью, что потом заберет нас к себе. Но его выслали из страны как неблагонадежного, и он вернулся в Литву.
У меня же никогда не возникало желания эмигрировать. Может быть, если бы я не бывал так часто за границей, думал бы, что там - рай. Но я только в США 7 раз был. Мне предлагали остаться в Америке, но что я мог там делать? На "Голосе Америки" или на заводе работать, в эпизодах сниматься? Но у меня лицо не такое колоритное, чтобы меня взяли хотя бы на эпизодическую роль. И я не остался. Не скажу, что такой я уж патриот, но мне в тот момент была важнее родина.