Примерное время чтения: 8 минут
118

Скорый кадровый поезд Петербург - Москва

ВСЮ неделю политологи шумели и пугали народ - мол, власть в России захватывают питерские. В смысле - выходцы из Санкт-Петербурга, знакомые, сокурсники и сослуживцы В. Путина. Поводом стало избрание спикером Совета Федерации Сергея Миронова, сенатора от Северной столицы. "АиФ" опросил известных политиков, политологов, деятелей культуры - как они относятся к "питерскому акценту" в кадровой политике Кремля?

Две столицы - два стиля

ЕСТЬ такая вещь, как московский шовинизм. Хотя москвичи существуют во многом за счет притока капиталов, людей и идей извне, они всегда остро реагируют на немосковских людей и немосковские влияния.

Каким будет влияние Петербурга на Москву? Две столицы сильно отличаются по стилю. Для Петербурга со времен Собчака характерен "светский стиль". Основные фигуры там - юристы, профессора и офицеры. Москва - это "новорусский стиль". Основные фигуры здесь - банкиры, журналисты и бандиты. Может быть, еще политологи, чтоб самокритично. Разница в стиле очень ощутима. Например, московской элите не приходило в голову устраивать балы как место обмена мнениями и выработки решений. Роль балов здесь играли бани и теннисные корты. Петербург более светский и аристократический, Москва - более демократическая, более гибкая, всеядная. Здесь легче преодолеваются перегородки между людьми разного происхождения.

Но я думаю, что петербуржцы именно в Москве осознают свою петербургскую сущность. Потому что им о ней постоянно напоминают. С точки зрения москвичей, они ведут замкнутый образ жизни, потому что им сложно налаживать отношения вне службы, общаться семьями, как они привыкли. Кажется, что питерцы какие-то заговорщики. На самом деле они просто из другой среды. А чей стиль окажется результативнее - посмотрим. Пока петербуржцы демонстрируют нам результативность.

Страсти по питерским

Земляка видно издалека

ВООБЩЕ-ТО традиции землячества в России глубоко укоренены. Оно имеет свои преимущества - например, дает "чувство локтя". "Будь я на месте Путина, я бы тоже опирался прежде всего на тех людей, которых знаю и которым верю, - говорит народный артист СССР Олег Басилашвили. - Если бы президент лучше знал людей, скажем, из Хабаровска, он бы, наверное, приглашал их".

"При коммунистах тоже существовало местничество - были молдавские, ленинградские, днепропетровские кланы, - говорит писатель Александр Проханов. - Правда, тогда эти касты складывались через сложную систему сепарирования, отбора кадров. Крупный деятель обязательно имел опыт административного, хозяйственного управления на заводе, потом в райкоме, обкоме и т. д. Случайный выскочка не мог попасть наверх".

Лишние люди?

НА САМОМ деле возникает сомнение в том, что Путин лично знает всех "новых питерских". Поэтому, например, российские правые относятся к происходящему настороженно. Лидер "Яблока" Григорий Явлинский говорит об издержках беспартийности нашего президента: "Хорошо ли, что президент работает со знакомцами? Что же ему - работать с незнакомцами? У него же нет партии. А значит, нет людей, которых объединяет общая идея ради общего дела".

Руководитель СПС Борис Немцов и вовсе полагает, что "клановость в подборе кадров может привести к созданию авторитарного коррумпированного государства. Хорошие люди есть не только в Петербурге и не столько в Петербурге. Тот масштаб задач, которые стоят перед страной, решить с помощью советников и помощников, работавших в питерской мэрии, просто невозможно".

Наконец, бросающийся в глаза "питерский бум" может вызвать обиду и даже комплекс неполноценности у региональных элит. Известно щепетильное отношение к вопросам расстановки кадров в национальных республиках. Например, президент Татарстана Минтимер Шаймиев посетовал в интервью "АиФ" - почему, мол, Кремль назначает на должности представителей федеральных ведомств в республике сплошь москвичей, когда там предостаточно своих умных голов?

Однако не все опрошенные нами эксперты считают ответственным за "питеризацию" лично В. Путина. "Я не думаю, - говорит актер Сергей Юрский, - что президент каждый день сам кому-нибудь звонит и говорит: "Уберите ростовчан или москвичей и поставьте питерцев!" Просто началась борьба кланов, которая будет развиваться по своим законам, вне зависимости от желания президента".

Впрочем, едва ли глава государства будет терпеть во власти откровенных неумех или бездельников лишь потому, что им посчастливилось когда-то жить и работать в городе на Неве. Перефразируя пословицу, можно сказать: даже если кого-то встречают по прописке, провожать все равно будут по уму. Или, как выразился спикер Госдумы Геннадий Селезнев, "главное не в том, кто откуда родом. Главное, кто какой специалист."

И еще. Многие уже забыли, как в свое время критиковали Б. Ельцина за то, что он тусовал одну и ту же московскую кадровую колоду и не давал притока свежей крови. Теперь молодая кровь хлынула в руководящие кабинеты рекой, но опять раздаются недовольные голоса - "не оттуда взяли", "за какие-такие заслуги"... Оправдают или нет "младопитерцы" оказанное им доверие, покажет время. В запасе у них два года, оставшиеся до выборов президента.

Во власть по блату и без

ЕСЛИ вы живете в Африке или на Востоке и однажды станете президентом своей страны, то будьте готовы: племя или народность, из которой вы родом, приедет в столицу в полном составе, разве что без детей и женщин, - будет даже не просить, а требовать от вас постов. И вы их дадите, потому что родственники и земляки - ваша главная опора.

В ИРАКЕ, например, специальным декретом даже отменили фамилии, потому что правящая верхушка носит одну и ту же фамилию по названию небольшого городка, из которого она родом. В Сирии власть в значительной степени принадлежит небольшой религиозной секте алавитов. В Азербайджане еще с советских времен - выходцам из Нахичевани, где родился и делал первые шаги в карьере первый секретарь ЦК КПА Гейдар Алиев.

Солдаты партии

НУ А КАК на Западе? В Германии власть формируется прежде всего по принципу партийной принадлежности. "Политик, не принадлежащий к какой-либо партии, практически не имеет шансов стать депутатом или чиновником в исполнительной власти, - говорит руководитель Центра германских исследований Института Европы Владислав Белов. - Дружеские, а тем более семейные связи не играют роли. Кто станет тем или иным министром, решает не канцлер, а партийный съезд".

Можно сказать, что германская политическая система - это демократия, доведенная до логического завершения. К подобной законченности стремятся и другие цивилизованные страны. Однако в большинстве из них не только партийные, но и личные мотивы все же играют роль в карьере чиновника. Показательны в этом плане США, Великобритания.

Привилегия однокашников

ПО СЛОВАМ главы международного комитета Совета Федерации Михаила Маргелова, "в Америке после победы Буша была популярна шутка о разнице между техасским и вашингтонским произношением, которая теперь будет мешать пониманию политики Белого дома. Все ожидали массового нашествия техасцев. Его не случилось, хотя часть людей, с которыми Буш работал в Техасе, он привлек в свою команду. Такая же традиция существует и во Франции. Де Голль набирал в команду тех, с кем воевал. Ширак привлекал бывших сослуживцев по парижской мэрии".

"Почеши мне спину, а я почешу тебе", - говорят англичане. Блестящая политическая карьера в Великобритании уготована тем, кто закончил одну из привилегированных частных школ или престижный университет. Например, университет в Оксфорде славен тем, что больше других дал Англии премьер-министров, членов правительства и депутатов, не говоря уже о деловой элите. "Из закрытых школ и колледжей их выпускники плавно переходят в закрытые клубы, где происходит общение "old boys" - "старых приятелей". По неписаному закону выпускник, уже добившийся успеха, всегда поможет тому, кто только что закончил этот же университет", - говорит руководитель Центра британских исследований Института Европы Алексей Громыко. - Время от времени оппозиционные партии уличают правящую в том, что в правительство проходят люди не по способностям, а по протекции".

Если в России сегодня острят на тему "питерской группировки", то в той же Великобритании еще недавно говорили о "шотландской", поскольку премьер Тони Блэр, хотя и англичанин, учился в частной школе в Шотландии. Оттуда же родом министр финансов Гордон Браун, лидер палаты общин в парламенте Робин Кук и бывший министр обороны Джордж Робертсон, который теперь занимает пост генсека НАТО.

Тем не менее близость между ними только кажущаяся, считает А. Громыко. "В Англии политик не может появиться ниоткуда. Он должен пройти все ступени, прежде чем доберется до самого верха. Для этого действительно нужны незаурядные способности, а не просто связи".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно