В НАШЕ время протестовать незачем и некогда. Новое поколение родилось свободным, не боролось с системой, не знало вызывающих лозунгов и не чувствовало духа уходящего времени. Оно уже давно не выбирает "пепси": каждый теперь выбирает свое. Кто-то надел футболки с Че Геварой или с символикой СССР и вспомнил 70-е. Кто-то запел про любовь. Реальные герои перестали существовать.
НА СЦЕНЕ появляются новые лица. Кому-то из них везет: они становятся в эшелон звезд: иногда действительно хороших. Леве и Шуре из "Би-2" повезло. Кантуясь в Австралии, они внезапно вернулись домой уже небезызвестной группой. Точным выстрелом стал хит, вошедший в саундтрек к фильму "Брат-2": песня про полковника, которому "никто не пишет".
Культура обречена
- РАНЬШЕ каждое десятилетие являлось маленькой эпохой: хиппи, диско, панк. Вам не кажется, что сейчас - время затишья?
Лева: Абсолютно точно. Но это даже хорошо. Монстры рока растерялись в связи с отсутствием социального конфликта, того, против чего можно возражать и бороться. Врага больше нет. Именно поэтому и поднялась новая волна: "Танцы Минус", "МТ", Земфира, "Сплин" - они абсолютно несоциальны, поют про чувства, про то, что дергает.
Шура: Про что сейчас еще петь, как не про любовь? Все это, конечно, мимолетно и забудется, но не раньше, чем песни, протестующие против режима. В принципе культура любого времени обречена. Не думаю, что через сто лет кто-то вспомнит о Моцарте. Хотя Россия еще хранит верность традициям, чего нельзя сказать об Америке, где встречаются люди, не помнящие, кто такие "Битлз"!
- Вы себя в роли очередных "молодежных героев" не видите?
Лева: Мы об этом не задумывались. Надоели герои. Да и кто эти герои вообще? Что несет в себе понятие "героизм"? Настоящие герои - неизвестные. Их "ищут пожарные, ищет милиция...", а они остаются в тени. А мы какие на фиг герои? Просто поем песни и, скорее, об "антигерое".
Все эти "застекольщики"... Как их вообще можно серьезно воспринимать? Как интересных людей? Они же ни о чем толком не могут поговорить. Другое дело, если б взяли да и собрали за стеклом компанию из философа, физика, еще кого-нибудь и чтоб они там постоянно спорили, дрались, пили водку. Позвали бы женщин, чтобы они за ними приударяли. И это было бы намного интереснее, был бы какой-то действительный конфликт. А так, получается, поломали этим ребятам судьбу.
Шура: Так что давайте не будем искать героев, а начнем просто наслаждаться жизнью. Ведь она проходит именно в тот момент, когда строишь на нее планы.
Изменники Родины
В 1989 ГОДУ перед очередным концертом Лева с Шурой за три бутылки портвейна заказали у столяров гроб. С ним ездили по рок-фестивалям. В начале каждого концерта Леву в гробу выносили из зала и ставили посреди сцены. Он оттуда вылезал в простреленной рубахе с подушкой в руках и, разрывая ее на части, исполнял очередной ритуальный танец.
Лева: Мы помним те времена. Слушали группу "Телевизор" и постоянно против чего-то протестовали. Тогда все ставки у нас были на эпатаж. Играть мы не умели, да и песни у нас были не очень. Естественно, основной темой был протест против системы, построение свободного общества и прочая ерунда. В то время на концертах нам вырубали аппаратуру. Местная администрация тут же вызывала милицию, и нас немедленно сгоняли со сцены. Нашей заглавной песней была "Изменники Родины". Для 80-х это, конечно, тема, мягко говоря, некорректная.
- С выходом первого альбома вы стали популярны у довольно разновозрастной публики.
Лева: С популярностью наши амбиции быстро поутихли. Слава на уровне истерии нам не нужна. Все должно быть в определенных рамках. Побывав на пике славы, понимаешь, что становишься сродни человеку, который прошел войну. И вернулся совсем другим.