С КЕМ говорить о кино, как не с режиссером Кареном ШАХНАЗАРОВЫМ (фильмы "Курьер", "Цареубийца", "Американская дочь" и пр.), ведь сегодня он возглавляет концерн "Мосфильм", святая святых российского кинематографа. Но разговор получился шире и серьезнее. Потому что фильмы, словно микроскоп, позволяют разглядеть то, что происходит в современном обществе.
Героиня - уже не богиня
- КАРЕН Георгиевич, почему такое количество насилия на экране?
- Потому что человек создал себе другой мир - мир искаженный. Реальной жизнью он живет все меньше. Да и в реальном мире сегодня наступило то единственное в истории человечества время, когда нет Бога. Мир стал чудовищно атеистичен. Никто ни во что не верит. Настало время, про которое говорил Достоевский: "Бога нет - все можно". Вещи, раньше считавшиеся чудовищными, сегодня воспринимаются абсолютно естественно: на моей улице за неделю троих застрелили. И что? Это у кого-то вызывает шок? Отсюда и насилие.
- Кинематограф захлестнула волна сексуальных извращений - вспомнить хотя бы "Пианистку", "Остров" и пр. Этому стилю даже название придумали - интеллектуальная порнография.
- Я смотрел эти фильмы... Мне кажется, они - следствие того, что взаимоотношения мужчины и женщины потеряли свой смысл. А смысл взаимоотношений мужчины и женщины и вообще существования человека только один - продолжение рода. Нам на смену приходит поколение, которому семья, дети, кажется, уже не нужны. Хотя все остальное, чем мы ежедневно занимаемся, по большому счету, лишено смысла.
- Вы как-то сказали, что если женщина в кино предстает как вечно насилуемое, истеричное существо, то с мужской половиной общества явно что-то не в порядке.
- Женщина на экране предстает такой, какой ее хочет видеть мужчина. До войны это была богиня, королева: Любовь Орлова, Людмила Целиковская - своеобразная награда мужчине-воину. После войны ее сменила женщина-подруга. Мужчине уже не хотелось никого завоевывать. А в 70-е годы на экраны пришла женщина-мать. Даже в популярной картине "Москва слезам не верит" главный герой, Гоша, чудовищно инфантилен. Он рефлексирует, когда узнает, что понравившаяся ему женщина - директор завода, он обижается и убегает. По-моему, деградация мужской части населения началась еще тогда.
Возможно, современное общество нивелирует те качества, которые были необходимы раньше, - сила, отвага, выносливость. Сегодня, для того чтобы обеспечить достойное существование себе и своей семье, мужчине важнее иметь не силу, а связи. Ему и умным-то не очень важно быть. Зачем кого-то завоевывать, если любую женщину можно купить? Более того, сделать это может человек, которому в условиях честного соревнования подобная женщина никогда бы не отдалась.
Герой весь в комплексах
- ГЕРОЯ, как и героини, сегодня тоже нет. Его пытаются найти. Вроде бы нашли - "Брата". В чем его привлекательность для молодежи? Данила Багров ведь ужасно инфантильный. Но именно такой мальчик был нужен на роль героя. Потому что молодежь такая же. Брат - это лишь мечты юноши о том, каким бы он был сильным, если бы... В нем воплотился и комплекс униженной страны. Ее унижают все кому не лень - от чеченцев до американцев. Но дети наши смотрят на него и думают: вот и мы бы смогли в реальной жизни так же убивать. Да никого они не убьют - они слишком слабы и несамостоятельны для этого!
- Но есть еще "менты", "агент национальной безопасности" - чрезвычайно мужественные юноши.
- Эта чрезмерная мужественность - тоже результат комплексов. Возьмите героев военного времени, которые совершали фантастические подвиги. И вы не найдете среди них таких "сладких" красавцев - им это просто не нужно было. Людям без комплексов не надо представляться кем-то другим, пытаться приплюсовать себе что-нибудь этакое. Я недавно пересматривал фильм "Торпедоносцы", где в финале идут фотографии наших военных летчиков 40-х годов. И я вдруг увидел потрясающие мужские лица - осмысленные глаза, волевые черты. Говорю как профессионал - сегодня очень трудно найти интересное мужское лицо. Не смазливое, а именно интересное.
Кстати, тот же самый комплекс и у американского кино. На самом-то деле рядовые американцы ни на что не способны, что бы там они о себе ни говорили. Где был знаменитый американский супермен, когда крушили их небоскребы? Где в тот момент были Шварценеггер, Уиллис? Вся их самоуверенность рухнула в один момент.
Борьба за детей
- СЕЙЧАС на первый план, и в кино в том числе, выходят деньги. Они становятся главным героем, главным мерилом успеха.
- Сегодня весь мир стал абсолютно капиталистическим. А такой мир обречен, как был обречен мир голой социалистической идеи.
Если говорить лично обо мне, то для меня деньги никогда не имели принципиального значения. Я очень давно понял, что не умею их делать. Когда ставлю себе задачу чего-то где-то "срубить" (говоря на сегодняшнем лексиконе), это всегда заканчивается полным крахом. А когда подобных задач не ставилось, ко мне что-то приходило, в том числе и деньги. Иногда я картины снимал бесплатно. Ту же "Американскую дочь". Не получил денег ни за сценарий, ни за режиссуру, жил на какие-то сбережения.
Деньги вообще не могут быть целью - они лишь средство. Человек должен что-то создавать. Когда он ставит перед собой задачу что-то создать, деньги всегда приходят. Их привлекает высокая потенция.
- Невеселая картина у нас получается. И что теперь делать? Такой чисто русский вопрос.
- (Смеется.) Не знаю... Главное - самому человеком оставаться. Как? Каждый свой путь выбирает сам. Я пытаюсь остаться самим собой, пытаюсь воспитывать детей.
У меня иногда бывает ощущение, что я со своими детьми сражаюсь против всего мира. А мир делает все, чтобы уничтожить твоего мальчика или девочку, сделать из него полного идиота. Борьба за своего ребенка научила меня одному - никогда нельзя пасовать, надо бороться, оставаться собой и отстаивать это право. Не бывало времени в истории, когда было легко, но всегда было интересно. Ведь жизнь - это испытание, а не поиск легких путей.