У НАЛОГОВОЙ полиции Москвы новый руководитель - генерал-майор Виктор ВАСИЛЬЕВ. Но это назначение не единственное изменение. О переменах, о том, что сделано за год и что будет происходить с налоговой полицией в дальнейшем, нам, налогоплательщикам, и рассказал Виктор Петрович.
ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство налоговых преступлений - межрегиональные. В них задействованы глубоко законспирированные связи, выходящие далеко за пределы одного города, района, области. Важнейшим звеном в этих цепочках почти всегда является Москва, куда стекается до 80% финансовых потоков со всей страны. К нам постоянно обращаются коллеги из других территориальных управлений России, чтобы помочь проверить, разобраться... За один только год было больше 20 тысяч запросов. И по каждому нашим сотрудникам приходится отрываться от своих дел, проводить оперативно-розыскные мероприятия... Так что теперь мы создаем новое управление по работе с территориями.
- Служба собственной безопасности теперь тоже преобразована в управление. Так велика коррупция?
- Управление собственной безопасности занимается не только коррупцией. Защищает сотрудников и членов их семей. 120 преступных посягательств было пресечено за год. А чтобы вы не думали, что я ухожу от вопроса о коррупции, отвечу: по таким фактам возбуждено 8 уголовных дел в отношении наших сотрудников. Но я уверен: надо работать на упреждение, не доводить до совершения преступления. В этом году в нашем управлении и налоговых органах 76 человек были отстранены от службы.
- Скажите, а анонимки вы рассматриваете?
- По закону они рассмотрению не подлежат. Но если нам приходят конкретные сведения - кто, где, когда, есть свидетели - и под всем этим нет подписи, то можно предположить, скажем, что человек просто боится. Официально мы расследование не начинаем, но информацию учитываем. Так иногда предотвращаются преступления. Бояться называть себя не надо: мы в состоянии защитить.
- У вас ведь есть специальное подразделение физической защиты? Те самые "маски".
- Такое подразделение есть. Оно отлично подготовлено, вооружено и по решению руководства может быть задействовано в любой точке Москвы. Раньше необходимость в этом возникала чаще: бывало, на объекты для проверки проходили с помощью спецсредств, включая специальные взрывчатые вещества. Теперь взаимоотношения налоговых полицейских и налогоплательщиков стали куда более цивилизованными. Интеллектуальная деятельность - приоритетная в нашей работе. Созданы аналитические подразделения, отлажена информационная система. В этом году около трехсот преступлений было раскрыто с применением методик компьютерного поиска.
- Как он ведется?
- Существует система учета всех налогоплательщиков. Там отражена вся их финансово-хозяйственная деятельность. Например, крупное предприятие выдает нулевую или убыточную отчетность, и в то же время мы видим, что потребление электроэнергии выросло в 2-3 раза. Значит, работа идет - а где продукция, прибыль? Разбираемся.
- Вы лично за усиление или за смягчение ответственности за налоговые преступления?
- В странах, где рыночные отношения давно сложились, такие преступления относятся к тяжким. У нас, конечно, ситуация другая, поэтому уклоняющиеся от налогов часто (в 60-70% случаев) не несут уголовной ответственности. Если речь идет о первом нарушении и не об очень большой сумме, наверное, это правильно. Но если человек нарушает ежегодно, скрывает огромные средства? Тут я за жесткий подход, вплоть до конфискации имущества по решению суда. Но для этого необходимы изменения в уголовном законодательстве.
- Какие изменения в новом УПК, который вступит в силу с 1 июля, касаются налогов?
- Новый УПК предусматривает дополнительные гарантии прав и свобод граждан. Так, для возбуждения следователем уголовного дела необходимо будет согласие прокурора. Раньше дело самостоятельно заводил следователь. Что греха таить, появлялись "заказные" дела, оплаченные деньгами конкурентов. Теперь этому поставлено дополнительное препятствие. Далее: введена новая мера пресечения - домашний арест. И этот арест, и заключение под стражу, и продление срока содержания под стражей, и обыск - все будет делаться только по решению суда. Сейчас пока достаточно санкции прокурора.
Кроме того, новый УПК позволит налоговой полиции расследовать самостоятельно более широкий круг дел. Но при этом мы будем взаимодействовать с ФСБ, МВД, МНС.
Недавно полномочный представитель президента по Центральному Федеральному округу Г. Полтавченко поставил налоговой полиции и остальным спецслужбам конкретную задачу: не допустить подпитку террористов, в том числе в Чечне, "теневыми" средствами. Идут-то они зачастую через Москву...