О ЧЕМ многие стараются не думать, сидя в салоне самолета, выруливающего на взлетную полосу? О разбившихся, врезавшихся и пропавших лайнерах, конечно. И о том, что крыло самолета подозрительно дрожит, заклепки разболтались и мотор как-то ненормально гудит. Однако важны не эти детали, а то, что происходит в кабине пилота. Ведь, по данным Межгосударственного авиационного комитета, 99,25% авиакатастроф происходят именно по вине летчиков.
Слабое звено
ТЕХНИКА - она и есть техника, иногда случаются неполадки. Но главное - не паниковать, а это как раз у людей и не получается.
Самая распространенная причина аварий - сбой по линии "человек - машина". Экипаж падавшего в 1996 году под Междуреченском А-310 (известный случай, когда командир пустил за штурвал 15-летнего сына) в состоянии шока не смог вывести самолет из пике. Трое летчиков-профессионалов полминуты спорили, в какую сторону кренится машина. При этом на прибор авиагоризонта ни один из них не посмотрел.
8 января 1989 года один из двигателей самолета британской авиакомпании стал терять тягу. Если бы его сразу выключили, машину можно было посадить, но запаниковавший экипаж выключил... другой двигатель. Еще пример: когда над Учкудуком затрясся штурвал Ту-134, сигнализируя, что скорость упала ниже минимальной, командир убрал газ, решив, что машина, наоборот, вибрирует от того, что слишком разогналась. Погибли 136 человек.
Ученые придумали, как с этим бороться. На некоторых моделях уже есть система, при которой команды летчика не беспрекословно исполняются, а лишь "принимаются во внимание". Именно эта система спасла жизни во время аварии А-330 в Ле Бурже. Тогда погибли три человека, но катастрофа могла бы быть куда серьезнее. Перед носом лайнера внезапно возник лес. Пилот нажал на газ и резко потянул штурвал на себя. Этот маневр, как выяснилось потом, погубил бы всех: самолету не хватило скорости резко подняться, и он немедленно рухнул бы на землю. Спасла положение умная система, которая ни при каких условиях не дает аэробусу выходить на запредельные углы взлета. Машина мягко села на верхушки деревьев.
Причиной катастрофы часто становится несогласованность действий пилотов в критической ситуации. 4 июля 2001 года под Иркутском разбился Ту-154. Оказывается, летчик, вместо того чтобы сбавить газ во время маневра и опустить нос машины, сделал все с точностью до наоборот. В итоге 145 человек погибли. В конце 80-х разбился Ан-12. Авиапсихологи из Академии гражданской авиации определили, что второй пилот не следил за управлением, когда самолет находился в аварийной ситуации. Его действия позднее расценили как "высокомерие по отношению к первому пилоту".
Сейчас летчики проходят тест на психологическую совместимость. "Мы постоянно разрабатываем все новые и новые виды "дуракоупорных" систем, - говорит директор Института машиноведения РАН академик Константин Фролов. - Предложили устанавливать датчики на мыщцы летчиков, машинистов, операторов. В опасной ситуации они, еще не успев испугаться, нажмут на нужную кнопку".
Без человека
ЕЩЕ одна ошибка пилотов - обычное разгильдяйство. Один самолет упал из-за того, что у него закончились запасы горючего. Оказалось, что экипаж слушал по радио чемпионат по футболу и совершенно забыл про машину.
Глупости совершают не только летчики. 31 августа 1986 года сухогруз "Петр Васев" протаранил пассажирский пароход "Адмирал Нахимов". Авария произошла в хорошую погоду, капитаны обоих судов прекрасно видели друг друга. Но долго не могли решить, кто кому должен уступить дорогу. В результате погибло около 600 человек. 23 декабря 1998 года машинист и его помощник не пропустили вперед на разъезде следовавший за ними поезд. Результат - 38 погибших.
Каким бы профессиональным ни был летчик-испытатель, водитель или оператор, он все же человек. А человек слаб. И ученые работают над системами, где роль человека сведена до минимума.
"Машина превосходит нас по быстроте реакции и по объему памяти, - говорит главный научный сотрудник Института психологии РАН, доктор медицинских наук Вячеслав Бодров. - В нее можно заложить все "нештатные" ситуации, изложенные в инструкциях (в одной авиации их 450). И тем самым исключить возможность ошибки".