ПРИ УПОМИНАНИИ имени актера Алексея Баталова первое, что приходит в голову, - Гоша из фильма "Москва слезам не верит". А еще - его голос, который невозможно спутать ни с чьим другим. И только затем - роли в картинах "Летят журавли", "Девять дней одного года", "Большая семья", "Дама с собачкой". Баталов - один из самых известных и любимых российских актеров. 27 апреля именно ему была вручена самая главная "Ника" - в номинации "За честь и достоинство".
АЛЕКСЕЙ Владимирович не дает интервью. Говорит, что ему физически не хватает времени на общение с журналистами - все занимает работа во ВГИКе, где он руководит актерским факультетом, съемки авторской программы о Москве "Прогулки с Баталовым". И семья, занятия с дочерью, которая серьезно больна.
- Я живу ради Марии, - сказал Баталов в эксклюзивном интервью "АиФ". - Будучи от природы одаренным ребенком, она ограничена в движении. (У девушки детский церебральный паралич. - Ред.) Маша уже взрослый человек, очень много читает, досконально знает Библию, выучила французский язык. Сама пробует писать, и кое-что уже было опубликовано. Кроме того, недавно поступила на заочное отделение сценарного факультета ВГИКа. Вот так и живем. У нас есть маленькая дачка в Подмосковье, но каждый выезд сопряжен со многими трудностями. Выбираемся редко.
Маша - второй ребенок актера. Надежда, дочь от первого брака (будучи студентом Школы-студии МХАТ, он женился на дочери художника Ротова), не пошла по родительским стопам:
- Надя закончила Институт иностранных языков. Мы по сей день поддерживаем теплые отношения.
Цыганское счастье
СО СВОЕЙ нынешней женой, цыганской танцовщицей Гитаной Леонтенко, Баталов познакомился случайно, во время съемок в фильме "Дело Румянцевых". Молодая танцовщица гастролировала в Ленинградском цирке и оказалась соседкой актера по гостинице "Европейская". Он решил жениться на Гитане. Однако свадьба едва не стоила Алексею жизни.
- Это была сильнейшая любовная драма. Родственники Гитаны препятствовали браку, грозили физической расправой. У них же клановая мораль: мужем цыганки может быть только цыган из того же цеха. Но мы продолжали встречаться и в 1963 году поженились.
К этому времени Баталов уже был безусловной кинозвездой. В 1958 году на Каннском кинофестивале фильм "Летят журавли" получил "Золотую пальмовую ветвь", о молодом артисте заговорили во всем мире. И тогда он принял почти революционное по тем временам решение - уйти из МХАТа, где служил после окончания Школы-студии, и всерьез заняться кино. "Когда я подал заявление об уходе, завтруппой от ужаса начал бегать по кабинету, а я, по его словам, на какое-то мгновение потерял сознание. Это был первый за всю историю Художественного театра добровольный уход из труппы. Ломалась вся моя жизнь. Я же не просто терял работу в театре, но и московскую прописку, жилплощадь. Мосты сжигались окончательно".
Баталов не ошибся. В историю он войдет, да уже вошел, как прекрасный киноартист. А о годах, проведенных в стенах Художественного театра, до сих пор напоминает диплом об окончании Школы- студии МХАТ, который тогдашнему выпускнику подписала сама Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. "Она пришла на наш дипломный спектакль и сказала, чтобы я принес ей свой диплом. Мне было как-то неловко, я стеснялся, но Ольга Леонардовна приказала: "Неси, дурак! Ты потом все поймешь".
- Чего только не было в моей жизни, - рассказывает Алексей Владимирович. - Например, в сказке "Три толстяка" я играл циркача Тибула, который, скрываясь от погони, идет по канату, натянутому между домами. Высота страшная! Камера снимала меня крупным планом, и пришлось делать все самому. Около года ушло на тренировки.
В фильме "Летят журавли" есть сцена, где я бью по лицу своего напарника-солдата, чтобы вывести его из шока. Он падает, увлекает меня за собой, а я лицом ударяюсь о разлом подпиленного дерева. Съемки проходили в Подмосковье, меня с разорванным лицом, потерявшего много крови, доставили в больницу г. Дмитрова, где бывший военный хирург буквально вытащил меня с того света.
Вообще судьба благоволит к Баталову. Не стань он актером, из него получился бы хороший писатель. Со сколькими великими сводила его жизнь! Например, соседом его родителей (половину суммы, уплаченной за квартиру, родители Алексея выиграли в карты у богатого иностранца) был Осип Мандельштам. И когда приехавшей к нему в гости Анне Ахматовой не хватило места для ночевки, поэтесса пришла к Ардовым. (Алексея воспитывал отчим - известный писатель-сатирик Виктор Ардов.) "Тетя Аня устроилась на ночь в моей крохотной комнате. И мы подружились".
Когда Алексей вернется из армии, Анна Андреевна даст ему весьма крупную сумму денег, чтобы молодой человек приоделся. Но у Баталова тогда были другие планы - на все деньги он купил машину "Москвич".
Философ-дипломат
СЛАВОЙ и признанием Баталов обижен не был - за роли в фильмах "Бег", "Три толстяка", "Звезда пленительного счастья" актер удостоился всевозможных премий и званий, но настоящий звездный час настал для него в 1980 году, когда он снялся в фильме "Москва слезам не верит". Хотя поначалу играть роль Гоши Баталов категорически отказался. "Я слишком занят преподавательской работой", - объяснил он свой отказ Меньшову. И когда режиссер уже было собрался предложить сыграть Гошу Вячеславу Тихонову, Алексей Владимирович сам неожиданно позвонил ему: "Ладно, я решил рискнуть - гори огнем все мои дела".
Баталову кроме актерской работы пришлось взять на себя и почти дипломатические функции. Уговорить родителей юной актрисы, исполнившей роль Александры, дочери героини Веры Алентовой, смог только он. Причем одним только нажатием на дверной звонок: мать девушки заглянула в глазок и, увидев стоящего на лестничной площадке Баталова, тут же согласилась отпустить дочь на съемки.
Вообще Баталов относится к жизни философски. "Надо дожить до старости, - говорит 73-летний актер, - чтобы понять, как все тонко и взаимосвязано вокруг. Нельзя медлить с помощью, откладывать. Я каждый день должен сделать что-то конкретное, чтобы, придя домой, спокойно сесть в кресло и выпить свой чай".