ДНЕВНОЕ телевещание - это такой Бермудский треугольник, куда мы почти никогда не попадаем, потому что работаем. Подсмотреть, чем живут дневные телезрители (пенсионеры, школьники во время каникул, домохозяйки и молодые матери в декретных отпусках), можно лишь в одном случае - если заболеть.
Когтями по шее
СРЕДА, июнь. Из отечественных фильмов - "Пароль знали двое" на ОРТ и "Не забудь, станция Луговая..." на ТВС. Фильмы, как бы помягче сказать, не из первого десятка. И это не "критический" день - случается, выбор еще беднее. На РТР - засилье зарубежного "мыла". 12.30 - "Сибилл" (США), 13.00 - "Лодка любви" (США), 14.00 - "Дикий ангел" (Аргентина) и пр. Оценка их качества легко укладывается в диалог образца "Ты не можешь умереть от лейкемии, нет!" - "Если тебя это утешит, то ведь в данный момент я жива!" За что боролся и пострадал Си Си Кэпвелл - непонятно... На "Культуре" и ТВЦ - или документальные фильмы про фашизм, или... все те же импортные сериалы от "Гораса и Тины" до "Тэсс из рода Д`Эрбервиллей".
Вторая мощная составляющая "ТВ для пенсионеров и домохозяек" - ток-шоу. "Когтями раздирайте шею мужчине, процарапывайте как можно глубже..." - это фрагмент из ток-шоу "Принцип "Домино" на НТВ, посвященного женской самообороне. На РТР нишу занимает программа "Что хочет женщина?" с попеременно ведущими Кларой Новиковой и Еленой Яковлевой. Шоу на РТР очень часто повторяется: выпуск, посвященный самой длинноволосой женщине России и странному мужчине с неприятно подвижными суставами, я видела аккурат месяц назад. На закуску (по времени идет позже всех конкурентов) - "Большая стирка" на ОРТ.
Есть на ТВ и свои "дневные Фигаро". С канала на канал кочует драматург Виктор Мережко с тягучими повествованиями о своих донжуанских похождениях. Благодаря дневным ток-шоу он медленно, но уверенно превращается в усталого Казанову. Хотя в жизни он гораздо интереснее и неожиданнее своего нелепого телеобраза (например, он инкогнито помогает больному Брониславу Брондукову). Но это - если копнуть поглубже, а кто любит копать?
И все-е-е! Для школьников во время каникул - разве что придурковатые "Руки вверх!" по Муз-ТВ или блюющий Дед Мороз по МТV (это такой американский юмор). А по дециметровым каналам - бесконечные магазины на диване, радостно-раздражающие "впаривания" суперспиннингов и волшебных скачущих пружинок.
Непрестижная аудитория
КАК удалось выяснить в отделах программирования центральных каналов, пренебрежительное отношение к дневной аудитории "научно обосновано". Пенсионеры и дети - неплатежеспособная аудитория, следовательно, рекламодателю малоинтересная, вот телевизионщики особо и не напрягаются. Другое дело - вечер, когда главные потребители тампаксов и ксероксов вернутся с работы, тогда можно и суперпремьеру зарядить! Специальные же, "нерекламные" средства на разнообразие дневного пенсионерского меню телевизионщикам взять неоткуда. Денег нет, телеэкономика хромает на обе ноги. Так что череда низкопробных дневных программ - не вина каналов, а беда. Увы, общая с телезрителями.
P. S. Впрочем, польза от скудности дневного телеэфира есть - очень быстро выздоравливаешь. Потому что лежать и смотреть, как парень, пыхтя, выкручивает суставы в камеру, невозможно. Лучше работать.