РЕКЛАМНАЯ кампания, сопровождавшая выход последнего альбома Земфиры "14 недель тишины", сулила ее поклонникам чуть ли не апокалипсис планетарного масштаба. "Земфира позрослела, ее новые песни полны достоинства, она набрала новых музыкантов и после молчания длиною в год вновь отправляется на гастроли, трепещите, фэны!" - призывно кричали таблоиды.
Девушка созрела
СПУСТЯ три месяца после столь больших авансов оказалось, что продажи пластинок и кассет Земфиры - низкие, заполняемость залов на ее концертах - хуже некуда, говорят даже, что выступления в некоторых российских и украинских городах были отменены из-за плохо продающихся билетов. В отдельных случаях Земфира сама не выполняла условий и просто сбегала перед выступлением. Организаторы гастролей хватаются за голову от поведения певицы и конфиденциально признаются, что девушка стала неуправляемой, много пьет, требует отдельные самолеты и ругается со всеми близкими людьми. Даже ее бывший директор и подруга Анастасия Калманович, все эти годы выполнявшая одновременно роль няньки, телохранителя и чуть ли не казначея Земфиры, цедит с нескрываемым раздражением: "Отстаньте от меня, я с АРТИСТОМ не работаю уже два месяца!". Легенды о сумасбродстве певицы обросли таким снежным комом, что сегодня с ней мало кто желает связываться.
Провальный альбом
МНЕ кажется, что неадекватное поведение певицы обусловлено очевидным фактом: со свойственной ей эмоциональностью Земфира переживает провал своего третьего альбома, который оказался гораздо хуже двух предыдущих. И все эти красивые рекламные отговорки по поводу "взросления и достоинства" придуманы с целью скрыть этот очевидный факт. Как это обычно бывает в музыкальном бизнесе, первые два альбома нового исполнителя наполняются материалом, который вынашивался годами. И музыка бьет наповал. Третий альбом - переломный, он-то и должен показать: способен ли артист так же творить под тяжелым бременем популярности?
Первый безымянный альбом Земфиры был сродни выстрелу "Авроры" - неожиданный, яркий, точечный и слишком не похожий на то, что предлагалось отечественным поп-ширпотребом. Второй, названный "П.М.М.Л.", как раз и был полон достоинства. Пусть шероховат по звуку и небезупречно сыгран, но за одну только одноименную песню "Прости меня, моя любовь" можно было простить любые погрешности.
Объевшись концертами, певица погрузилась в депрессию и взяла паузу. "14 недель тишины" Земфира написала и записала в постдепрессивный период, в момент так называемого "отходняка", поэтому большинство песен получились унылыми и мутными. Если рассматривать их как отдельные номера (особенно "Мачо", "Знак бесконечность" и "Сказки"), то они вполне жизнеспособны, но, собранные под одной обложкой, кажутся безжизненными и слишком вымученными. В них появились не свойственные Земфире псевдокрасивости типа "ленивой шалости", и незапоминающиеся мелодии.
Понимаю, что рискую нарваться на шквал возмущенных голосов типа: "Руки прочь от Земфиры! Ведь ее коллеги по цеху выпускают альбомы еще хуже" и т. д. Но то-то и оно, что после высокой планки, которую сама певица задрала на недосягаемую высоту в предыдущих альбомах, с нее и спрос иной.