НА ПРОШЛОЙ неделе депутаты в очередной раз рассмотрели пакет законопроектов по энергетике. Реформа еще толком не началась, а электричество уже подорожало.
В ЗАКОНЕ о бюджете на 2003 г. есть положение о том, что предельный уровень тарифов на электроэнергию устанавливает правительство. Правительство установило - максимум 14%. Однако с начала года в 25 регионах электричество подорожало гораздо больше.
Еще с советских времен в нашей стране существовало правило: люди платили за свет меньше, чем стоило производство энергии. За них доплачивали предприятия: им полагалось платить за киловатт-час дороже, чем тот стоил на самом деле, и это называлось "перекрестным субсидированием". Из-за таких высоких тарифов предприятия задыхались. В начале этого года региональные энергетические комиссии (РЭКи) в некоторых областях начали бороться с перекрестным субсидированием и сделали тарифы для всех одинаковыми - и для населения, и для предприятий. Поэтому цены и подскочили.
Тарифы в нашей стране - вещь загадочная. В принципе их регулируют исполнительная власть - те самые РЭКи и на федеральном уровне - федеральная комиссия (ФЭК). Когда какое-нибудь АОэнерго вздумает повысить плату, оно должно обратиться в РЭК и обосновать, почему, собственно, возникла нужда в повышении. РЭК проверяет расчеты и принимает решение.
Но, судя по всему, это не спасает. Как можно объяснить, например, то, что по всему Поволжью - в Саратовской, Самарской, Ульяновской областях - киловатт-час подорожал до 1 руб.? Ведь именно здесь находятся гидроэлектростанции, вырабатывающие самую дешевую электроэнергию - по 2 коп. за киловатт-час. Вот в Нижегородской области ничего такого нет, однако электричество там пока стоит вдвое дешевле - 48 копеек.
Сейчас вопрос с тарифами находится в ведении губернаторов, поэтому они стараются держать подорожание в рамках - чтобы не огорчать население. Реформа электроэнергетики полномочия РЭКов сводит к нулю. Эксперты считают, что, если РЭКи отменить, людям будет только хуже. Теперь рост тарифов вообще никто не остановит.
Вообще-то сначала в реформе предполагалось, что тарифы никто не будет регулировать - восторжествует свободный рынок. В госмонополии должны остаться только электрические сети. А электростанции стать самостоятельными субъектами и конкурировать между собой. Предприятие при желании сможет покупать электричество в соседней области, если там оно окажется более дешевым.
Однако парламентарии посчитали, что совсем свободный рынок в электроэнергетике - это слишком: если правительство совсем перестанет следить за ценами, они могут так подскочить, что мало не покажется. В итоге сохранили максимально возможный госнадзор. Записано, что цена на электроэнергию вроде бы будет складываться под воздействием спроса и предложения. И тут же сказано, что предел повышения тарифов для населения каждый год будет утверждать правительство. Многие аналитики считают, что такие поправки сводят смысл реформы на нет.
Все предлагаемые меры: изменения в тарифной политике, переведение отрасли в рыночные отношения, отмена льгот - у населения непопулярны. И это имеет большое значение, особенно в тот год, когда это население все чаще называют электоратом. Поэтому в ближайшее время никаких серьезных реформаторских шагов не будет. Из концепции исчезли даже сроки, когда же она вступит в силу. Жаль только, что электричество дорожает, не дожидаясь реформы.
Что делать
В. ПУТИН потребовал, чтобы те регионы, где плату за электричество подняли больше, чем на 14%, вернули тарифы назад. Что пока делать жителям? За комментариями мы обратились к депутату Государственной думы, представителю депутатской группы "Народный депутат" Валерию ЗУБОВУ:
- 10 января президент В. Путин подписал закон "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" 1995 года. Там сказано, что тарифы не могут быть повышены без внесения соответствующих поправок в бюджет. То есть в тех регионах, где тарифы были повышены после принятия региональных бюджетов, это было сделано незаконно. Граждане могут подавать в суд, ссылаясь на этот закон и на закон о бюджете. Но лучше, если это за них сделают депутаты.
Правда, некоторые юристы, в том числе и правовое управление Госдумы, обращают внимание, что в этом законе нет нормы, придающей ему обратную силу. Все решения РЭКов о повышении тарифов были приняты в прошлом году, поэтому не противоречат указанному Федеральному закону и, скорее всего, останутся в силе.
Как нам стало известно, Минэкономразвития собирается проверить правильность решений, принятых РЭКами. И если обнаружатся нарушения, понизить тарифы.
Карту прироста цен на электроэнергию по стране смотрите здесь.