"ЛУЧШЕ пристрелите, обратно я не вернусь". Мужик готов был броситься в ноги пограничникам, которые категорически отказывались пропускать его на российскую сторону. Еще бы, перед ними стоял чуть ли не снежный человек: худой, борода до пояса, жидкие слипшиеся волосы до плеч, на лице выделяется острый нос и странные, мрачно горящие глаза, одет в рваный плащ и драные галоши. Говорит, что советский гражданин, был 11 лет в плену в Грузии. Так ведь Советского Союза уже 11 лет и нет...
ВЛАДИМИР АЙБАБИН этого не знал. Потому что за несколько месяцев до крушения СССР он превратился в грузинского раба. В июне 1991 г. 50-летний сыктывкарец приехал отдыхать в Сочи. Как и многие северяне, за зиму он истосковался по теплу и солнцу, все дни проводил на пляже. Здесь он и познакомился с двумя парнями из Грузии, Георгием и Саркисом. Они сами набились ему в знакомые, предложили составить компанию и зазвали на свой, грузинский, ужин. За знакомство выпили...
Очнулся Владимир в загоне для свиней. Оказалось, что в спиртное ему что-то подмешали и, пока он находился без сознания, увезли за несколько сотен километров от Сочи, в грузинские горы. Ни денег, ни документов в одежде не было. До конца не понимая, что с ним произошло, мужчина пытался объяснить охранявшим его людям, что он простой отпускник, бедный человек, никому ничего плохого не сделал. Сначала ему объяснили: "Ты - раб. Забудь все, что с тобой было раньше: семью, работу, дом. Теперь ты будешь работать на новых хозяев". Но пленник продолжал требовать вернуть ему вещи и отпустить. Тогда его жестоко избили, сломали руку и раздробили прикладами пальцы. Неделю он отлеживался, приходя в себя от побоев. И с ужасом думал о том, что никто не станет его разыскивать. Родителей Айбабина давно расстреляли как врагов народа. С женой они были много лет в разводе, дети виделись с отцом раз в год. И выходило, что никому он не нужен.
В обнимку со свиньями 11 лет
ВЛАДИМИР Айбабин стал работать на семейство, во главе которого стоял 80-летний сван Джошуа Гория. Он жил в поселке Латы километрах в пяти от дома сыновей и приехал туда только пару раз за 11 лет. "Приезжал, чтобы проверить своего раба, но до разговора со мной не снизошел", - вспоминает бывший пленник. За работником же присматривали сыновья. Каждый день, без выходных и праздников младший Георгий в пять утра отпирал свинарник и выводил оттуда раба. Тот выгонял на пастбище 25 коров и 800 овец. Первые несколько лет он пас скот под прицелом карабина - так здесь следили за рабами. Если мимо пролетал вертолет, его прятали. У семейства Джошуа было по меньшей мере еще двое рабов, которые содержались в другом месте. Владимир хорошо запомнил одного из них, мужчину средних лет, который попал сюда 20-летним юношей: мама путевку достала на юг после армии, там его и похитили по отработанному сценарию - знакомство, чача, рабство. У этого раба был уже 20-летний стаж, и он на самом деле забыл, кто он, откуда, и покорился судьбе, до сегодняшнего дня прислуживая своим хозяевам.
Владимир тогда подумал, что он вряд ли смирится с такой судьбой. В тот день он молился Богу, чтобы Господь помог ему бежать. До плена Айбабин верующим не был, но в горах только молитвы и обращение к Всевышнему помогли ему не сойти с ума и не сломаться. В тех условиях, в которых жил Владимир, это было делом нетрудным. Все 11 лет он проспал в обнимку со свиньями и шутит сейчас, что сам чуть не начал хрюкать. Мылся в горной реке, лечился местными травами. Ел то, что давали, в основном кукурузу, от вида которой Владимира сейчас просто тошнит. Изредка ему бросали кусок мяса со словами: "Поешь, русскый свыння!" И за малейшую провинность били. За 11 лет пленник общался лишь несколько раз, пока не видели хозяева, на пастбище со своими братьями по несчастью. А потом была одна встреча, которая положила конец рабской жизни. На пастбище Владимир встретил одного русского, который был женат на сванке. Он перебросился с Айбабиным парой фраз и пообещал помочь бежать. Нарисовал ему карту местности и незаметно положил под камень в том месте, где раб пас скот.
Побег
НА САМОМ деле за 11 лет Володя трижды пытался сбежать от хозяев. В первый раз он выбил дверь свинарника и убежал в горы. Сваны искали его с собаками и обнаружили на второй день. Избили жестоко, заковали в кандалы, поломали ребра, разбили пальцы и порезали вены. Но все сделали так, чтобы пленник не умер - рабы сванам были нужны. И так происходило после каждого побега. Ослабленному от тяжелой работы и недоедания человеку недолго удавалось побыть на свободе. В последний раз его нашли через три часа после побега. Оказалось, что все побеги Владимира срывались по одной причине - он бежал не в ту сторону! Карта, оставленная русским под камнем, помогла ему найти тропинку с гор в сторону Абхазии, а не Грузии.
Перед последним побегом Айбабин недели две собирался с духом. Был март 2002 года. Ему повезло. Однажды все сваны ушли в Латы - там случился какой-то праздник. Он забежал в дом хозяев, взял плащ, галоши и побежал. Больше суток он спускался с гор, с высоты около двух километров. В Кадурском ущелье, куда он вышел, его подобрали войска миротворцев. Повидавшие многое на своем веку мужики опешили, увидев вчерашнего раба. Накормили-напоили его и отвезли в Очамчирский район Абхазии. До России было рукой подать, но этот промежуток Владимир одолел за 20(!) суток: шел ночами, осторожно, опасаясь погони, питаясь тем, что давали местные жители. Любой, выслушав его историю, только качал головой, мол, ну, мужик, ты даешь! Про рабов слышали, и не раз, но никто их в глаза не видел.
Пограничники-абхазцы беглеца пропустили, а с российскими возникла проблема. Господи, что в тот момент пережил Владимир! Он был на грани отчаяния - неужели придется возвращаться обратно? Пусть лучше расстреляют свои, без издевательств, лучше смерть, чем рабство! Тогда бывшего пленного отвезли в милицию. Пока устанавливали его личность, Айбабин узнал про распад Союза, войну в Чечне и многие вещи, которые произошли за последние 11 лет.
Добрый ангел Тамара
КОГДА Владимир наконец приехал в Сыктывкар, оказалось, что общежитие, где он раньше занимал комнатку, успели снести. Все личные вещи, фотографии, большая часть документов пропали. Получалось, что был рабом, стал бомжем. Айбабин решил уйти в монастырь. И не только для того, чтобы решить жилищный вопрос, а чтобы в молитвах и служении Богу укрепить свой дух, почти сломленный в неволе.
Его остановили дети. Сын и дочь, уже взрослые люди, очень хорошо приняли отца, предлагая жить в их семьях. Понемногу Владимир оттаял. А потом случайно увидел на улице Тамару, бывшую жену своего давнего приятеля. Они стали встречаться, а через некоторое время Айбабин переехал к ней жить. Впервые за столько лет о нем кто-то стал по-настоящему заботиться! Сотрудники местного УФСБ выдали Владимиру справку о том, что он все 11 лет находился в плену. Имея ее и прописку, через год, возможно, Айбабин получит российское гражданство. В Пенсионном фонде 61-летнему мужчине назначили пенсию в 1100 рублей. Правда, выплатят ее только за два последних года, а не за все 11 лет рабства.
Но главное все-таки - вылечить душу, насколько это вообще возможно. Первое время у Владимира было огромное желание взять автомат и перестрелять всех кавказцев в Сыктывкаре. А когда он однажды услышал на улице знакомую речь сванов, еле сдержал себя, чтобы не накинуться на прохожих-южан. Понять его можно: за 11 лет бывшие хозяева ежедневно жестоко унижали его и калечили. Бороться с ними Владимир собирается через суд. Тамара же уверена, что только ее любовь и теплота помогут ему вернуться к прежней жизни.
Смотрите также: