Примерное время чтения: 5 минут
122

Люди на обочине (01.04.2003)

НА ОБОЧИНЕ у загородного шоссе собралась будто на митинг толпа - человек триста. Однако никаких транспарантов не видать. Стоило ступить на площадку, как меня облепил рой загорелых небритых парней: "Какая работа, уважаемый? Что делать будем?"

ВСЕ эти несколько сотен человек - нелегалы из Таджикистана, Узбекистана, Молдавии и других республик бывшего СССР. В Россию они приезжают заработать. Их еще называют "трудовыми мигрантами" или иностранным словом "гастарбайтеры". Почти все - без регистрации. Живут они в нашей стране по 9 месяцев в году. Половина привозит с собой семьи. Снимают сараи на дачах, некоторые спят в вагонах, заплатив 50 рублей за сутки. И регистрацию стараются купить.

Я еще не успеваю ничего сообразить, как толпа бросается врассыпную. Десять секунд - и я один посреди пустой площади. На шоссе метрах в 30 вырисовывается милицейский "уазик". Сбавив скорость, служители правопорядка грозным хозяйским взглядом окидывают владения и затем удаляются за горизонт. Люди возвращаются на свои "рабочие места".

"Ты только не пиши, что менты нас гоняют, - просит мой собеседник. - Какая-то газета так написала, и на следующий день отряд ОМОНа в 15 человек всех без разбора отделал дубинками".

Его зовут Володя. Приехал из Украины.

"Если людей не хватает, мы стараемся брать земляков, - рассказывает Володя, стоя у столика в кафе. - А с чурками дела не имеем. Им, чертям, солнцем мозги припекло. Работать вообще не умеют. Вон Хасан идет".

В дверях появляется Хасан. Напевая песенку: "На недельку, до второго, я буду ехать Комарово!" - он подходит к нашей теплой компании и бросает равнодушный взгляд на бутылку. "Слушай, - говорит он Володе, - ти мне по-хохлятски не говори. Знаешь же, не люблю!" Пить Хасан отказывается. В последний раз, когда хозяин учуял запах водки, он остался без денег.

Работают, как правило, по три-четыре человека. Мастера на все руки: делают все, от фундамента до паркета. Но то, что умеют только 30% из этого, понимаешь по окончании ремонта. Рассказывают, что можно заработать до 15-17 тыс. руб. в месяц.

Пока мы разговариваем, подъезжает "Мерседес". Несколько десятков человек, словно мухи, облепляют его со всех сторон. Через минуту из толпы выходит маленький мужичок и направляется к нам. "Фундамент копать. 350 рублей в сутки. Сходи, возьми адрес", - обращается он к Володе. "Это посредники, б... Они половину денег, которые хозяин на строительство выделяет, себе в карман кладут. Я за такие копейки мерзлую землю долбать не пойду. У меня ставка за метр, а не за сутки".

Оказывается, тут свои тонкости. Вот, скажем, на колодец Володя согласился бы: копать его надо вглубь, а там земля мягкая, не промерзает. Желающие копать фундамент нашлись среди выходцев из Средней Азии.

Клиенты приезжают самые разные: кто на огромных джипах, кто на старых "Жигулях". По признанию работяг, их заработок от "крутизны" заказчика не зависит. Время от времени "кидают" и богатые, и бедные. "Договорились с мужиком на "поденку": таскали на даче железо. А он только половину заплатил. И ничего не поделаешь. Договоров письменных никто не заключает".

Сколько в России таких гостей, никто толком не знает. По официальным данным МВД, около 300 тысяч человек. По неофициальным оценкам - 2-3 миллиона.

Международная организация по миграции (МОМ) провела конференцию и нарисовала портрет гастарбайтера. Приезжают в Россию на заработки в основном люди 30 - 40 лет. На родине они зарабатывают в среднем 55 долларов в месяц. В России получают (тоже в среднем) 243 доллара. Нужны ли они России?

"В нашей стране есть отрасли, где ощущается дефицит рабочих рук: промышленность, строительство, транспорт", - считает руководитель департамента иммиграционного контроля Владимир Волох. Но в основном приезжие предпочитают заниматься торговлей. По оценкам экспертов, таким ремеслом живут 40% гастарбайтеров. На втором месте - строительство и ремонт (здесь зарабатывает треть "нелегалов"). Каждый десятый оказывает россиянам различные услуги: от уборки дворов до мойки автомобилей, автосервиса, придорожного общепита и даже проституции.

При этом эксперты убеждены, что иностранцы не отнимают хлеб у россиян. Половина мест, где работают "нелегалы", - строго мигрантские, местные не идут на такую работу. И вообще, главная проблема, по мнению Волоха, не в конкуренции, а в том, что большинство иностранцев работают нелегально: налогов не платят.

Сейчас правительство думает, как взять нелегальные трудовые потоки под контроль. Кстати, первый документ, который подписал Путин в тот день, когда, став президентом, вышел на работу, была записка о необходимости программы "по формированию толерантного сознания": чтобы россияне к иностранным конкурентам относились с пониманием. Президент наложил резолюцию "Согласен".

"России не хватает еще порядка миллиона рабочих рук", - говорит начальник департамента социального развития Аппарата Правительства РФ Евгений Гонтмахер. Он считает, что трудовые мигранты нужны России. "Во-первых, надо заполнить наш рынок труда. Во-вторых, нечего скрывать, стоит вопрос об увеличении числа граждан России: численность населения падает".


Если вы решили взять на работу нелегала, мы рекомендуем: переписать паспортные данные, сразу обговорить сроки и оплату, не давать деньги вперед, запрещать пить до и во время работы, не оставлять дом без присмотра, после ремонта заменить замки.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно