Примерное время чтения: 5 минут
96

Слежки за расходами не будет

В РОССИИ уже прошло два этапа налоговой реформы. Начинается третий. Рассказать об изменениях, которые коснутся рядовых граждан, мы попросили руководителя департамента налоговой политики Министерства экономического развития и торговли РФ Михаила ОРЛОВА.

С 2003 года

- МЫ НАДЕЕМСЯ, что в середине 2003 г. может быть отменен контроль за расходами физических лиц. Такой законопроект уже внесен в Думу. Это касается физических лиц, приобретающих недвижимость, транспорт, золото в слитках, предметы искусства и т. п. Сегодня органы, регистрирующие эти сделки, обязаны сообщать о них налоговикам.

В Министерстве по налогам и сборам (МНС) каждый месяц поступает около миллиона сведений о подобных сделках. Если судить по налоговым отчетам, в 2001 г. благодаря этим мероприятиям удалось дособирать 2,5 млн. рублей. Хотя, как мне кажется, причинно-следственная связь здесь очень хлипкая. Контроль в том виде, в котором он существует, допускает, например, что налогоплательщик скажет: "Я эти деньги занял у друга", и все. Изначально и не предполагалось, что такой контроль должен помочь добрать какие-то налоги. Просто определялся круг лиц, к которым налоговикам следовало присмотреться повнимательнее.

В конце концов в МНС решили, что для них это слишком дорогостоящее мероприятие, а эффект незначителен. В России действует закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Банки и другие финансовые организации обязаны информировать обо всех операциях, где задействованы суммы свыше 600 тысяч рублей. А бегать за каждым, кто купил "Жигули" за 2000 долларов, и спрашивать, откуда у него деньги, - слишком дорогое удовольствие. И для государства, и для частных компаний, которые обязаны сообщать о сделках.

С 2004 года

СО СЛЕДУЮЩЕГО года отменяют налог с продаж. Сейчас, конечно, трудно предсказать, что произойдет с ценами после его отмены, но некоторые платежи определенно уменьшатся. Например, коммунальные - они ведь сейчас облагаются налогом с продаж. Не спорю, многие торговые компании, скорее всего, не будут снижать цены, а за счет отмены налога увеличат свою прибыль. Но даже если те 60-70 млрд. рублей, которые составляют ежегодные сборы налога с продаж, распределятся между физическими и юридическими лицами поровну, это не так уж плохо.

В Госдуму внесен законопроект, пересматривающий налог на наследование и дарение. Предлагается со следующего года, во-первых, сократить огромный перечень предметов, сделки с которыми подлежали налогообложению. Там останутся только недвижимость, земельные участки и транспортные средства (ценные бумаги или, скажем, вклады в Сбербанке налогом облагаться не будут). Во-вторых, уменьшить непомерные ставки. Пока наследование и дарение облагаются налогом до 35-40%. А будет 13% - максимальная ставка. Причем чем теснее родственные связи между участниками сделки, тем ниже налог.

Существующие огромные платежи заставляют людей, которые хотят что-то завещать или подарить, искать лазейки. Составляются фиктивные договоры купли-продажи или что-то в этом роде. Естественно, сборы с наследования и дарения крайне низки - 600 млн. рублей по всей стране. Даже "копеечный" налог на имущество физических лиц собирает 2 млрд. рублей.

Сейчас депутаты ставят вопрос, что налог на дарение вообще несправедлив. Если они решат его отменить, мы возражать не будем.

С 2005 года

ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ реформировать земельный налог и налог на имущество физических лиц. Но не раньше 2005 г. - не успеваем согласовать методику.

Налог на имущество физических лиц хотим уменьшить с нынешних 2% стоимости недвижимости до 0,1%. Однако при этом изменится оценка недвижимости. Существующие методики БТИ устарели. Сейчас мы совместно с Госстроем разрабатываем новую формулу. Она учтет не только год постройки дома, как сейчас, но и его близость к транспортным узлам, к экологически неблагоприятным объектам и другие факторы. А то иногда получается, что квартира в центре города может быть дешевле, чем на окраине, только потому, что последний дом новее. Новая формула позволит довольно точно определить стоимость объекта. Мы даже проводили эксперимент: оценивали недвижимость по формуле, а потом приглашали оценщика, чтобы он посмотрел на это строение на месте. Результаты отличались всего на 10-15%. Причем новая формула будет открытой. Человек при желании сможет посчитать, правильно ли начисляют налог.

В будущем мы планируем перейти к налогу на недвижимость. Такой эксперимент идет в двух регионах - Твери и Новгороде. В Новгороде налог на недвижимость юридических лиц берется строго с рыночной стоимости объекта. Причем стоимость эта определяется не по формуле, а с выездом эксперта на место. Однако сделать такую оценку массовой, видимо, удастся еще не скоро.

Предлагаются принципиальные изменения земельного налога. Сегодня он взимается с площади участка. Для земель сельскохозяйственного назначения - ставка одна, для земель промышленной застройки - другая и т. д. Однако налог не учитывает качество земель. С квадратного метра пашни и с квадратного метра оврага налог берется одинаковый. Мы предлагаем использовать в качестве налогооблагаемой базы кадастровую оценку земли. Но кадастровая оценка не по всей России завершена. Не говоря уже о том, что не завершена работа по закреплению прав физических и юридических лиц на земельные участки. Так что перспективы изменения земельного налога даже с 2005 г. выглядят весьма сомнительно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно