Уже этой осенью каждый из россиян получит на руки чек, дающий ему право на часть госимущества. Впервые нам что- то дают, но... почти все люди, течения и партии против.
Я ПРИНАДЛЕЖУ к тем, кто, безусловно, поддерживает бесплатную приватизацию, но видит в существующих ее формах серьезные изъяны, способные извратить исходную идею. Поэтому попытаюсь внести предложения по срочным корректировкам уже идущей и предстоящей в ближайшее время приватизации.
Главное разочарование народа в том, что приватизационные чеки ничтожны по стоимости. Тем более что сейчас идет переоценка основных фондов. А она, как предполагается, повысит их цену примерно в 20 раз! Значит, ваша и без того небольшая доля "усохнет" во столько же раз. Поэтому самое важное сейчас в том, чтобы после переоценки проиндексировать чеки, установив новую их стоимость. Какую - это покажут итоги переоценки основных фондов. Но объявить о намерении переоценить чеки правительство должно уже сегодня.
Повышение номинала чеков позволит решить минимум три задачи. Во-первых, выкупить с их помощью большую часть стоимости "своих" предприятий. Во-вторых, приобрести на аукционах и конкурсах акции других предприятий. В-третьих, помешать ограблению народа, у которого оборотистые дельцы захотят скупить чеки за бесценок.
Конечно, и в случае, если чек "потяжелеет", дельцы попытаются облапошить людей, распространяя лживые сведения об ущербных перспективах чеков, о неумолимом разорении предприятий, куда они могут быть вложены, о банкротствах инвестиционных фондов... Но все же одно, когда чек оценен в 10 тыс., а другое - в 100-200 тыс.
Есть и другие возможности увеличить стоимость чека. Его малый вес объясняется и тем, что на чеки приходится 35% имущества 5-6 тыс. крупных предприятий. Затем правительство намерено изыскать новые порции госсобственности под чеки и соответственно выпустить их следующие серии. А что, если сразу отдать под чеки 50% стоимости крупных предприятий? Тогда они существенно "потяжелеют".
Выпала из бесплатной приватизации муниципальная собственность. Ее тоже можно частично реализовать по чекам, исчисленным и выданным самими муниципальными властями.
Следующий вопрос. В отоваривание чеков не включена земля и ряд других ценностей. Жители села, правда, могут бесплатно получить землю под фермы. Горожанам же дозволен лишь выкуп земельных площадей под приватизируемыми предприятиями. Бесплатно земли им вообще не дают, а это - главное богатство. Горожанам не подарили даже землю под их жильем. И совсем несправедливо, что людям, живущим в частных и кооперативных домах, не предоставляется компенсация за неполученное госжилье. А ведь те, у кого оно есть, обретают его в частную собственность в основном бесплатно.
Вообще-то наилучшей моделью приватизации была бы, представляется, следующая. Стоимость чека определяется как сумма имущества предприятий, земли, жилья в расчете на человека. Затем каждый сам решает, во что ее вложить. Кто- то предпочтет акции предприятий (в основном работающие горожане), кто-то - землю (крестьяне), кто-то - жилье (пенсионеры и др.). А кто-то сделает "усредненный" выбор.
Кроме того, не нужно вообще устраивать обязаловку с приватизацией, игнорируя уже оправдавшие себя формы хозяйственной деятельности. Я имею в виду аренду с выкупом. Сейчас лишь в очень ограниченных случаях разрешают заключить новый договор. Вместе с тем допущен вариант приватизации с выкупом 51% имущества, оцененного по явно заниженной первоначальной стоимости, помноженной на 1,7. Почему же отвергается аренда с выкупом по рыночной стоимости? Говорят - чтобы не допустить единого, монопольного владельца. Но, во-первых, 51% - это также, как утверждают инструкции, владение контрольным пакетом. А во- вторых, мне представляется, что владение ни 51%, ни даже 100% акций не обеспечивает контрольного пакета и не создает опасности монополизма. Собственниками акций во всех этих случаях являются разные люди, имеющие несовпадающие взгляды на развитие производства и рынка. Чтобы возник контрольный пакет, большая часть акций должна аккумулироваться в руках одного собственника, семейной фирмы, людей, связанных специальным соглашением. Итак, аренда с выкупом не чревата монополизмом, и ее пора реабилитировать, как плавную форму приватизации, обеспечивающую эффективную работу сложившихся коллективов.
П. БУНИЧ, член-корр. РАН