Примерное время чтения: 5 минут
295

Валаам - это "проповедь в камне" (часть 1)

Окончание. Начало читайте в "АиФ" N 16

ВАЛААМ - не просто остров с монастырем и монахами. Здесь сошлись все противоречия российской истории: святость и варварство, ГУЛАГ и милосердие, разврат и аскеза. Сейчас благодаря усилиям учрежденного год назад Попечительского совета на Валаамском архипелаге реставрируется Спасо-Преображенский собор и возвращаются к жизни скиты. Но социальная бомба, заложенная прежней властью, еще тикает. В пределах одних монастырских стен живут "божьи люди" и мирское население. Как они сосуществуют? Об этом игумен Валаамского монастыря архимандрит ПАНКРАТИЙ рассказал главному редактору "Аргументов и фактов" Николаю ЗЯТЬКОВУ и корреспонденту Владимиру КОЖЕМЯКИНУ.

Намоленный остров

- ОТЕЦ Панкратий, Валаам - популярное место у туристов. Не все ведут себя рядом со святынями как подобает: приезжие пьют пиво, развлекаются, кто как может. Это само по себе варварство, но еще и искушение для монахов. Как же молитвенное уединение, аскеза?

- На то и искушение, чтобы его преодолевать. Контакты с миром неизбежны, хотя бы ради восстановления храмов. Но вы правы: такие встречи могут повредить душу монаха. Не все в монастыре выдерживают искушения. Некоторые видят, что ошиблись в выборе пути, и оставляют обитель, а мы стараемся, насколько возможно, уменьшить это зло.

- Туристы осаждают Валаам лишь в теплое время года. Но на острове есть и местное - не "воцерковленное" - население. Парадоксальная картина: в кельях, стенка через стенку, живут опустившиеся маргиналы и монахи. И те и другие уживаются в пределах одной обители...

- Так сложилось исторически. Большинство местных жителей - потомки сосланных инвалидов и тех, кто их обслуживал. Среди них есть достойные люди - они трудятся в лесхозе, на электростанции, в пожарной части. А есть, как вы говорите, маргиналы. Монашеский уклад им не пример. Я и сам прошел через это - поселился в келье, где за стеной жил один из самых отъявленных хулиганов на острове. Он пытался вешаться, бил жену и любовницу железным прутом. Выносить это было тяжко, но Господь укреплял... В монастыре строгий устав, молитва идет ночь напролет, даже в праздники и воскресные дни. Это требует напряжения всех сил, и духовных, и телесных. А в минуты отдыха за стеной кельи - скандалы. Бывает, что приходишь на молитву, а за окном своя "всенощная". Рядом с собором и алтарем до сих пор в бывшем церковном здании гремит дискотека. Каждый вечер - танцы. А когда-то там была ризница...

- В чьих руках туристический бизнес на острове?

- Обслуживанием туристов и паломников занимается паломническая служба монастыря. А турфирмы заключают с ней договора на показ монастырских памятников. Вся прибыль идет монастырю. Бывает и так, что какой-нибудь удалой капитан привезет людей, высадит на остров, те бродят неприкаянные, а претензии потом к монастырю.

Общее число посетителей приближается к критической отметке - 80 тысяч за сезон. Поэтому мы рекомендуем всем желающим посетить Валаам прежде обратиться в паломническую службу. Подробности можно узнать на нашем официальном сайте www.valaam.ru.

- Правда ли, что монахи недолюбливают мирян - как приезжих, так и местных? А мечтой хозяев монастыря будто бы является выселение с острова всех неугодных? Тогда Валаам полностью перешел бы в руки Православной церкви - как, собственно, и было до советской эпохи.

- Времена сильно изменились. Сейчас на острове около двухсот монахов и трудников, а также 270 мирян, почти половина из которых, по последним опросам, согласна на переезд. Выселить тех, кто решил остаться, мы не вправе: если люди не хотят уезжать, они не уедут. И по государственным, и по нравственным законам это невозможно. Как быть, например, со стариками, которые просят: "Не хотим уезжать, будем доживать свое на острове..." Для одиноких пенсионеров будет устроена богадельня. Но в первую очередь мы возродим детский приют для мальчиков в Гефсиманском скиту - не для того, конечно, чтобы превратить отроков в монахов.

Валаам, скорее всего, весь перейдет к монахам. Но на это уйдет не одно десятилетие.

Кирпич со святыни

- ВОТ вы, отец Панкратий, сожалеете, что мирское население не желает жить по церковным канонам. Но монастырь - мощный духовный центр. Казалось бы, он должен притягивать души... К вам часто приходят за советом и молитвой?

- Таких прихожан в монастыре человек сорок. Кто молится каждое воскресенье, кто - по праздникам. На Крещение, Рождество и Пасху в храме собираются почти все жители острова. Есть воскресная школа для взрослых и детей, приходская община. Но все же люди, которые выросли на разрушенной святыне, привыкли ею пользоваться как источником стройматериалов - стащил доску, выломал кирпич, часть ограды с резьбой унес и продал... Их уже не переделаешь, к сожалению, это уже не те прихожане, что внимали валаамским старцам полвека назад. К нам приходит изувеченная наркотиками молодежь, с ней монахам приходится находить общий язык! Сами монахи тоже небезгрешны: прежние насельники были мастеровыми, творили рукотворные чудеса, теперь же приходится почти все начинать с нуля. Сначала надо хоть как-то исцелиться, очиститься от скверны и начать, пусть и не полностью, но жить по-монашески.

- Валаам посещают представители разных религий и сект. Как вы к ним относитесь?

- Если это не сатанисты всех мастей, то терпимо. Приезжают и католики, и мусульмане. Не так давно был буддийский лама - побродил по скитам, пообщался с монахами и, как говорят, уехал в Тибет почти православным.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно