172

СВЯТЫЕ МЕСТА РОССИИ. Жизнь в монастыре

"Ухожу в монастырь!" - в сердцах воскликнул царь, обнаружив неопрятность своего костюма. Из сказки Евгения Шварца шутливое выражение перекочевало в жизнь, надолго сохранив свою ироничность. А между тем из века в век, из года в год распахиваются монастырские ворота, чтобы принять новых насельников. В дореволюционной России было 1050 монастырей, в сегодняшней - около 300. Что же влечет туда наших современников? Что ищут они в затворничестве? Ради чего отказываются от мирских утех? Вопросы эти глубоко личностные, можно лишь пытаться ответить на них, что мы и сделаем, заглянув за ограду монастыря Оптина Пустынь.

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК НЕ ОГРАНИЧЕН

ЛЕГКОСТЬ, с которой собирался совершить столь серьезный шаг персонаж упоминавшейся сказки, обманчива. Вовсе недостаточно, чтобы подобная мысль пришла в голову. Даже если эта голова принадлежит царственной особе. Обычно этот поступок совершается с благословения духовника, ибо люди, идущие в монастырь, как правило, уже в миру ведут церковный образ жизни: одни служат при храмах пономарями, другие окончили семинарию, третьи - из верующей семьи. Но, тем не менее, и они по прибытии в монастырь подвергаются испытанию. Сначала в качестве послушников - выполняя какую- нибудь работу по монастырю и посещая богослужения.

Послушник - человек вольный, в любой момент он может покинуть обитель. Если такого желания не возникает, ему дается конкретное послушание. От послушания, как бы ни было оно в тягость, не отвертеться. Правда, и дается оно не с бухты-барахты, учитываются способности каждого конкретного человека. Одного определяют на полевые работы, другого - на ферму, третьего - в трапезную, от четвертого большая польза на вахте... Через полгода-год трудовая повинность меняется, чтобы послушник все испробовал, все умел.

В послушниках можно проходить полгода, а можно - и несколько лет. С одной стороны, человек сам для себя решает, правильную ли выбрал стезю, с другой - монастырь его проверяет: насколько искренне желание посвятить себя Богу. В монастыре ничего не скрыть. Узкий круг общения изо дня в день с одними и теми же людьми все тайное делает явным.

Но вы и не намерены ничего скрывать, ибо нет другой мысли, кроме как разделить судьбу монашеской братии. Однако не влиться вам в ее ряды, не миновав еще одной стадии - иночества. При посвящении в иноки учитывается стремление вести евангельский образ жизни. Это значит, в Бога надо не просто веровать, его необходимо чтить. Евангелие говорит: вера без дел мертва. А дела - это и есть жизнь по заповедям Христовым.

С иночеством заканчивается испытательный срок. Неуверенные в себе, не могущие вести монашеский образ жизни пишут прошение и покидают монастырь. Другие до конца дней своих могут не расстаться с иноческим одеянием. Кстати, от монашеского оно отличается лишь отсутствием мантии поверх рясы.

Постриг в монахи совершается в каждом монастыре в храме небесного покровителя. В Оптиной Пустыни это центральный Введенский собор. В торжественной, сугубо монашеской обстановке, перед Церковью в лице игумена и братии, перед Небом и Богом, звучат клятвенные обещания - послушания, нестяжания, целомудрия. Отныне жизнь ваша продолжится под другим именем, выбор которого всецело зависит от того, кто совершает обряд.

ВОСКРЕСЕНЬЕ НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ

ЕЖЕДНЕВНОЕ, кроме воскресного, богослужение начинается в монастыре в полшестого утра. Заканчивается в девять. После утреннего богослужения - послушание. В двенадцать - трапеза, затем - снова послушание, до пяти вечера.

С пяти до восьми - девяти - вечернее богослужение. По окончании - ужин и вечерняя молитва. К десяти вечера монах освобождается от дневных забот, наступает его личное время, вот только использовать его на что-то кроме сна нет сил, ведь в пять утра - снова подъем.

Воскресный день в монастыре начинается с вечера субботы со всенощного бдения, которое длится пять часов, с пяти до десяти вечера. Затем священники остаются на исповедь. В принципе подойти к духовнику, поделиться своими переживаниями можно в любой день, но в субботу чин покаяния для братии совершается по традиции во всех монастырях. И не только для братии. В Оптину приезжают в субботу из Москвы, Тулы, Киева, Курска, Калуги... В основном с вопросами личной, семейной жизни.

Ну а монахи? Казалось бы, в чем им, проводящим дни в трудах и молитвах, каяться? Оказывается, и у них случаются прегрешения. Вместо того чтобы ежеминутно думать о Боге, кто-то сидит, пьет чай и перемывает косточки своему брату.

СПИРТНОЕ - ЛИШЬ НА РОЖДЕСТВО И ПАСХУ

О ВЕРЕ, сопровождающей духовную жизнь монаха, говорить очень трудно, интимное это дело. А вот о бытовой стороне жизни насельников рассказать можно. Что из себя представляет монашеская келья? Небольшая комната, очень скромно обставленная - письменный стол, шкаф, кровать, книжные полки, молельный угол. Кстати, у монахов не принято ходить друг к другу "в гости".

Я попала в Оптину в Великий пост. Обедала в трапезной для паломников, ела винегрет, щи и кашу. Братия в тот день ела те же щи, вместо каши - макароны и тушеную капусту. Поинтересовалась: каким бывает праздничное меню? Рыбные щи (мясо из монашеского рациона исключено навсегда), картофельное пюре, какой-нибудь салат, квас, компот, возможно, пирог, минеральная вода. Раньше по большим праздникам давали стакан виноградного вина или кагора. Сейчас спиртное лишь на Рождество и Пасху.

Карманных денег у братии нет. Да они, собственно, и не нужны. Всем необходимым обеспечивает монастырская трапезная. Простудились - будет вам и мед, и варенье. Так же, как соответствующее питание при язве или гастрите.

Простудные и желудочные заболевания в основном и преследуют монахов. Еще варикозное расширение вен - от долгого стояния. В монастыре есть лазарет, но если необходимо подлечиться в ином месте, монастырь оплачивает и операцию, и путевку в санаторий. Именно с лечебным отпуском и связаны, как правило, отлучки из монастыря. Могут еще отпустить, если родные в тяжелом состоянии. Словом, причина должна быть чрезвычайной.

Одежду насельники меняют но мере износа. Подрясник изнашивается быстрее рясы, так как в нем работают и в поле, и на ферме, подбирая для удобства подол или надевая сверху халат. Запачкался - можно отдать в прачечную. А можно самому постирать.

ПОЧТИ НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

ДО 1987 года на территории монастыря Оптина Пустынь было сельскохозяйственное училище, а такое впечатление, что автобаза, которая не выехала до сих пор: столько техники! И вся при деле. Достраивается колокольня, восстанавливается Казанский собор, на очереди братские корпуса и храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Строительство ведется за счет монастыря. Откуда деньги? Выручает издательская деятельность. Приносит доход монастырю и иконная лавка, причем часть иконок изготавливается здесь, остальное закупается в подмосковном Софрино.

Могло бы составить доход и личное имущество насельников, но то было раньше, когда одним из условий приема в монастырь являлась сдача дома или квартиры. А ныне единственный скарб, принятый Оптиной вместе с насельником, - 20 ульев.

Самая большая доходная статья - подсобное монастырское хозяйство, позволяющее почти полностью обеспечивать братию едой, да еще кормить ежедневно 160 рабочих и около 200 паломников. Бесплатно!

Ферма, сад, огород. В 20 километрах от монастыря - 280 гектаров земли, где выращиваются пшеница, ячмень, овес, гречиха. Была бы мельница, сами бы муку мололи, а пока приходится зерно менять на комбикорм, а муку закупать. Хлеб же печет братия. Закупаются также растительное масло и рыба. В этом году устроили пруд, запустили мальков, скоро будут собственные карпы.

Есть гостиница. Не пятизвездочная, но кто бы ни приехал в Оптину, найдет в ней пристанище, тоже бесплатное.

ГОСПОДИ, ДАЙ МНЕ СИЛУ...

ОДНАЖДЫ на лекции митрополит Питирим на вопрос, в чем разница между мирянином (то есть человеком, который посещает церковь) и монахом, ответил: "Монах такой же человек, как мирянин, но в отличие от него он один раз в жизни все же захотел стать лучше, поэтому и пришел в монастырь". Эти слова - не указание к действию. У каждого - свой путь к Богу, только миряне идут к нему зигзагами, а монахи - по прямой. Но и тем, и другим да поможет молитва оптинских старцев:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно