Примерное время чтения: 6 минут
191

Икра без правил

РОССИЙСКИЕ пограничники вновь проводят на Каспийском море спецоперацию по борьбе с биотерроризмом. Именно так назвал В. Путин хищнический лов осетровых.

ОСНОВНОЙ теневой бизнес делается на добыче и производстве черной икры: 95% деликатеса, продаваемого на внутреннем рынке, - браконьерского происхождения. Главный поток "рыбного золота" из Дагестана идет в Москву, куда ежедневно поступают сотни килограммов черной икры и около 10 тонн осетрины.

В XIX веке французские и американские рыбаки выбрасывали черную икру за ненадобностью. Сегодня же на Западе ее цена уходит в бесконечность. Например, тонна черной икры превышает стоимость тонны нефти в 4 тысячи раз.

Сегодня на дагестанском участке Каспийского моря незаконный лов осетровых ведут более тысячи пиратских лодок.

Охрана биоресурсов поэтому напоминает морские сражения и общевойсковые фронтовые операции с применением боевых кораблей, авиации и спецподразделений Федеральной пограничной службы.

После зачистки браконьерских районов на заставах вырастают штабеля отобранных лодок. Но их всегда возвращают владельцам после уплаты штрафа - 500 рублей - за нарушение погранзоны (правда, за каждого незаконно пойманного осетра административное наказание составляет 6000 рублей).

Наш пограничный сторожевой корабль "Сокжой" (в переводе "Горный козел") идет по Кизлярскому заливу без сигнальных огней на мачтах, чтобы нас не смогли обнаружить. Темно, хоть глаз выколи, но и это не спасает - на берегу уже замигали автомобильные фары и занялись костры.

- Браконьеры семафорят. Своих в море предупреждают. Значит, опять утечка информации, - огорчается командир корабля Андрей Сысоев. У браконьеров хорошо поставлена разведка. Есть своя агентура в море и на берегу. За 300-500 рублей предатели "стучат" своим хозяевам о выходе пограничников в море. В каждой пиратской лодке - рация и сотовый телефон. Установленные снасти бандиты находят с помощью спутникового навигатора определения географических координат - небольшого приборчика, напоминающего сотовый телефон. Такие простые навигаторы GPS (стоимостью в 100 долларов) есть сейчас у каждого уважающего себя туриста, и только у наших пограничников это жуткий дефицит.

Каспийские браконьеры ради денег готовы идти на все, даже на смерть. За два месяца "икорной лихорадки" бригада из трех человек может заработать в море до 1 млн. рублей чистого дохода. Защищая свой бизнес, браконьеры порой берут на абордаж пограничные сторожевые корабли, забрасывая их кирпичами. Были случаи, когда "зеленые фуражки" отбивались от пиратов XXI века прикладами автоматов. Иногда в качестве живого щита браконьеры сажают в лодки детей и женщин, хорошо зная, что пограничники не будут против них применять оружие. В Каспийске до сих пор вспоминают, как заставу атаковали более 100 бандитских лодок с тысячью вооруженных мужчин. В качестве заложников были взяты офицеры. Потом их "выкупили" за 150 метров конфискованных у браконьеров сетей.

...С берега потянуло дымом. Первым его почувствовал, залаяв, корабельный талисман - трехгодовалый боксер Цезарь.

- Это браконьеры подожгли камыш, отсекая огнем пограннаряды от своих баз, - рассказывает руководитель спецоперации капитан второго ранга Александр Замотаев. - Камышовая зона тянется почти на 700 км, вплоть до Калмыкии. В зарослях - тайные схроны рыбаков-боевиков, в которых еще с зимы спрятаны лодки, сети, запасы продуктов и даже стрелковое оружие. Во время одной из зачисток мы обнаружили совсем новый карабин СКС. В 1999 году их выдавали местному народному ополчению для защиты Дагестана от банд Басаева и Хаттаба. Оружие до сих пор осталось на руках и защищает сегодня браконьерский бизнес. В арсенале пиратов - автоматы, пулеметы и гранатометы.

Когда-то славу Каспийскому морю приносила белуга. Рекорд принадлежит астраханским рыбакам. В их сети попала рыба-гигант весом в 1 тонну 700 кг. Последний исчезающий раритет поймали в 1992 году, правда, на полтонны меньше. Только одной икры в необъятном брюхе морского исполина было более 100 кг. Теперь на Каспии пойманная белужка весом в 40-50 кг считается большой удачей. Но браконьеры не гнушаются даже молодью, а из мелкой стерляди делают чучела для продажи туристам в качестве сувениров.

Вместе с сотрудниками Западно-Каспийской морской инспекции идем на "казанке" по мелководью. Старенький мотор еле тянет, и нас обгоняют не только узконосые, словно торпеды, двухметровые осетры, но и ленивые лапти - сазаны. Метрах в пятистах от нас замечаем браконьерскую байду, под завязку нагруженную рыбой. В бинокль хорошо видно - браконьеры улыбаются и машут нам рукой. Издеваются, черти! Знают, что морским инспекторам не положено не только оружие, но и сигнальные ракеты.

Море пахнет свежестью, а камыши - тухлятиной. В одном из затонов натыкаемся на кладбище осетров и почти плывем по дохлой рыбе со вспоротыми животами. Инспектор Курбан Магомедов чуть не плачет, молится и просит Аллаха наказать браконьеров.

- Треть всего рыбного стада - самки. А бандитская сеть не выбирает пола, - рассказывает старпом пограничного корабля-801 Гасан Гасанов. - Залетевший в сети осетр живет в море только сутки и затем "засыпает". Полудохлая рыба к еде малопригодна, поэтому браконьеры часто выбрасывают осетровых "мужчин и женщин" за борт. Только самкам вспарывают брюхо и забирают икру. Вот такая красавица (инспектор берет на руки двухметровую "уснувшую" севрюгу) растет почти 15 лет. А браконьеры ради икры губят и пятилеток. У нас икра без правил.

Через сотню метров мы сами попадаем в браконьерские сети, наматывая на гребной винт с десяток метров капроновой нити. Поставленные снасти длиной около 500 метров выбираем из моря минут сорок. Иногда пограничникам встречаются гигантские снасти, которые уходят на глубину до 30 метров и крепятся якорями. Пограничники как-то подсчитали, что за пять лет охраны биоресурсов в Дагестане конфискованными сетями можно было бы накрыть половину Каспийского моря.

Сейчас браконьеры перемещаются в сторону Калмыкии. Туда же из глубинки России устремляются бомжи и уголовники, которые живут на бандитских базах в скотских условиях, почти в земляных ямах. Их спаивают и платят копейки. Зато береговые схроны оборудованы холодильниками, а по степным дорогам в сторону Москвы бесконтрольно на авторефрижераторах вывозятся контрабандная рыба и икра.

На днях несколько "КамАЗов" с каспийской рыбой ушли в Санкт-Петербург. Среди браконьеров прошел слух, что на празднование 300-летия Северной столицы заказали именно русскую черную икру... Совсем недавно в Калмыкии пограничники задержали фургон для перевозки сжиженного газа. Только вместо "голубого" топлива газовые баллоны были забиты осетриной и черной икрой.


ИТОГИ спецоперации комментирует первый заместитель руководителя ФПС РФ - начальник Главного штаба генерал-полковник Николай РЕЗНИЧЕНКО:

- ОСНОВНЫЕ районы базирования браконьеров на Каспии - дагестанское побережье и Калмыкия. Ежедневно в период путины в море выходит от 30 до 90 их лодок, каждая из которых добывает от 50 до 250 кг рыбы осетровых пород. Минимальный ущерб от биотерроризма на Азовском и Каспийском морях составляет 1,5 млн. рублей в сутки. Только с начала года пограничниками там изъято более 19 тонн морепродуктов, 100 лодок и 230 руль-моторов, 250 километров сетей и свыше 1 тысячи различных орудий лова. При задержании браконьеров на Азовском море погиб инспектор Ейской районной госморинспекции Владимиров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно