В КОНЦЕ июня переработанный проект федеральной программы реформы системы комплектования Вооруженных сил будет представлен в правительство.
ПРОЕКТ программы начинается с интересного тезиса. Оказывается, "на протяжении веков в России система комплектования Вооруженных сил базировалась на традиционном восприятии воинской обязанности как особой нравственной нормы, а призыва на военную службу - как священной обязанности перед Отечеством". Видимо, страницы классической русской литературы XIX века, посвященные "рекрутчине", прошли мимо внимания авторов этого текста. На деле нынешняя система, основанная на всеобщей воинской обязанности, в общих чертах сложилась в ходе военной реформы 70-х годов XIX века. Она стала крупным шагом вперед по отношению к "рекрутской" системе. И вот почему.
В средней российской семье в то время было по семеро детей. Единственный сын освобождался от прохождения воинской службы. Служба в армии была способом выбраться в город, уйти из-под контроля общины. К тому же многовековая традиция крепостного права делала выполнение натуральных повинностей естественным для российского крестьянства - основы призывного контингента.
За прошедшие 130 лет ситуация в стране радикально изменилась. В средней российской семье сегодня меньше двух детей. Дети образованны. Традиции крепостного права - далеко. Полагать, что в этой ситуации может нормально функционировать созданная более века назад система, - опасное заблуждение. Подтверждение тому - подавляющее большинство молодых людей так или иначе уклоняется от воинской службы.
Призыв для бедных
МЫ предлагаем отменить призыв в его нынешней форме как неоправданный налог на бедных и незащищенных. Следует перейти к комплектованию воинских должностей рядового и сержантского состава на контрактной основе. Призыв нужно сохранить, но на срок в полгода и только в учебные части для получения начальной военной подготовки.
Есть и разногласия принципиального характера. Министерство обороны не считает реформу призыва важнейшей задачей обсуждаемой программы. Оно выдвигает на первый план иную задачу - создание частей постоянной боевой готовности. Именно поэтому в расчеты попадают многомиллиардные расходы, не имеющие отношения к реформе системы комплектования. Поэтому программа в версии Министерства обороны носит незавершенный характер. За время ее реализации предполагается укомплектовать контрактниками лишь 155 тыс. должностей рядового и сержантского состава, что очевидно меньше количества, необходимого для функционирования военной организации Российской Федерации. Предлагается после 2007 года сохранить призыв и для службы в так называемых линейных войсках.
А кто - второсортный?
ТАКИМ образом, появится гибрид, где есть прилично оплачиваемые, социально обеспеченные и обученные части постоянной боевой готовности и второсортные линейные войска. Они небоеспособны, солдаты там не получают боевой подготовки, и их материальные и социальные условия службы значительно хуже. Нетрудно себе представить, к какому социальному напряжению в Вооруженных силах приведет деление на войска первого и второго сорта. Какой будет обстановка в линейных частях и с каким чувством родители будут отдавать туда своих детей.
На то, чтобы перевести армию на контрактное комплектование, нужны значительные средства. По нашим оценкам, они составляют примерно 30 млрд. рублей в год в ценах 2003 года. Это значительная нагрузка для российского бюджета. Но вспомним: призыв в нынешнем виде - это натуральный налог. Его отмена - естественный элемент принятой правительством программы налоговой реформы. Но руководство Министерства обороны ставит вопрос иначе. Оно предполагает получить огромные ассигнования и сохранить призыв не как учебу, а как натуральную повинность.