ДЖИНА ЛОЛЛОБРИДЖИДА - блистательна во всем. Так было, есть и будет. Это аксиома. Активно сниматься звезда перестала к концу 60-х. В 1976 г. сама сняла документальный фильм о Фиделе Кастро. Тридцать лет назад, когда ей в качестве премии вручили профессиональный фотоаппарат, вплотную занялась фотографией. Тогда критики признали: она вполне могла бы прославиться и без кинокарьеры, выпустив за всю жизнь единственный фотоальбом "Моя Италия". Последние десять лет синьора Джина ваяет. Она - автор 60 скульптур, отлитых в бронзе и высеченных из мрамора.
Таланты и завистники
СТРАСТЬ к изобразительному искусству у будущей королевы экрана проявилась в позднем детстве. Мышь, изображенную тринадцатилетней Джиной (одной из пяти дочерей итальянского столяра), опубликовали в детском журнале. И быть бы Джине выдающимся портретистом по окончании Художественной академии в Риме, если бы не Витторио Де Сика, завлекший красавицу в кинематограф. Теперь все иначе.
- В кино для меня больше нет места. Оно стало другим. Раньше было кино чувств. А сегодня это удел молодых, для которых техника и спецэффекты важнее сюжета.
- Чем бы вы ни занимались, все получается на достаточно высоком профессиональном уровне. О каких ваших талантах мы еще не знаем?
- Талантами я не обделена. Когда-то пела. Даже изучала вокал как лирическое сопрано. Исполняла арию Тоски. Участвовала в благотворительных концертах. Но отложила свою вокальную карьеру, так как очень много времени забирало кино... Или потому что реализоваться во всех видах искусства непросто. Первый успех тебе прощают. Второй - уже раздражает людей. А если выясняется, что у человека есть в запасе еще какой-то талант, начинается кошмар. Зависть и ревность присущи людям во всем мире. Считается, что красивой женщине достаточно ее внешности, а мозги и характер - это уже излишество. В кино у меня столько наград, что чувствую себя генералом в отставке, но нет ощущения, что я полностью реализовала себя в кинематографе. Там все зависит от директора, режиссера, оператора. Любой из них может разрушить всю твою работу. В скульптуре никто ничего мне не указывает. Есть только я и мои руки, которые помогают выразить то, что в голове.
- А были недоброжелатели, которые сомневались, что все это сделано вами?
- Сколько угодно. Первая моя работа была для выставки Экспо в Севилье - скульптура "Жить вместе", где орел с ребенком на спине. Реакция была впечатляющая: "Что себе позволяет эта актриса?" Некоторые критики вопили: "Это же просто скандал!" Они сами устроили скандал еще до того, как увидели, чем я занимаюсь. Не могли смириться с тем, что какая-то актриса занялась скульптурой. В жизни бывают и плохие, и хорошие оценки. Но критиковать заранее, даже не увидев работы, - это идиотизм.
- Кого из своих друзей вы хотели бы увековечить?
- Возможно, будет работа, посвященная Жерару Филипу. Но в первую очередь сделаю портрет моего друга Андреа Бочелли (популярный итальянский певец, слепой от рождения). Он навещает меня в мастерской. Руками трогает мои скульптуры, и они ему нравятся даже на ощупь.
- А почему ваша Эсмеральда такая большая? Пять метров даже для бронзовой барышни многовато.
- Я не страдаю гигантоманией. А пятиметровые скульптуры предназначались для выставки в Париже и должны были украшать Елисейские Поля. В процессе работы над Эсмеральдой я сломала два ребра. К счастью, они оказались самыми маленькими.
- У вас как у скульптора есть ученики?
- Пока нет, но если я проживу 112 лет, как моя тетя, то обязательно возьму себе учеников.
Милко и Митя
- ВЫ сказали, что после гибели мужа Милко в автокатастрофе не встретили идеального мужчину. А какой мужчина, по-вашему, идеальный?
- Любовь - такая странная вещь, что мы даже не отдаем себе отчет, почему нас влечет к этому человеку. Никогда не знаешь заранее, кто он. И очень часто нас влечет не к тем людям, которые должны быть рядом. Но большинство моих знакомых отпугивала моя популярность. Они боялись оказаться в моей тени. Поэтому идеальный для меня тот человек, у которого есть мужество, смелость любить.
Мне нравятся настоящие люди, те, кто умеет быть самим собой. Я ненавижу фальшь и сама стараюсь быть искренней.
- В этом ваш сын Милко-младший похож на вас?
- Очень надеюсь на это. У него прекрасная семья. Жена - журналист. Растет внук Димитрий. Иногда Милко зовет его на русский манер - Митей.
- Поделитесь опытом, как из маленького мальчика вырастить достойного человека?
- Совет простой, но выполнить его сложно: детей надо любить. Они требуют много внимания, но никогда нельзя ставить их на второе место. А воспитывать надо себя, потому что во всем хорошем и плохом дети копируют нас.