ЛЕТНЕГО политического затишья в Москве не случилось. Скандал с компанией "ЮКОС" выявил, что система взаимодействия власти и олигархов, которая была составной частью стабильности, дает сбои. Что это? Случайный срыв клапана, кризис олигархической системы или в стране появилась новая сила, которая рассчитывает на передел собственности?
СКАНДАЛ показал, что система олигархической солидарности не сработала. "Тайная вечеря" в штабе РСПП, где обсуждалось "письмо Путину", продемонстрировала, что в их стане нет единства. Напуганы все. Но одни готовы довольствоваться полученным богатством и проявлять "покладистость", а другим хочется идти дальше: большие деньги трансформировать в политику. К этому из Лондона их призывает и Б. Березовский.
Но у российских олигархов есть серьезные трудности взаимодействия. Общих интересов, связанных с интересами страны, у них пока не возникло. А по частным интересам М. Ходорковского в бой ввязываться никто не хочет. Поэтому-то "профсоюз" олигархов - Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и принял такое обтекаемое письмо в адрес В. Путина. Да и то выжидал целых десять дней. Письмо больше напоминало просьбу, чтобы "барин помилосердствовал".
Кто промолчал, а кто прокукарекал?
ПРОМОЛЧАЛИ Р. Абрамович (ему не до "ЮКОСа", сам попал под огонь за покупку "Челси") и В. Потанин. Более того, он даже публично покаялся в том, что "в прошлом не всегда поступал правильно". Не пошли на баррикады ни О. Дерипаска, ни В. Богданов ("Сургутнефтегаз"), ни В. Алекперов ("ЛУКОЙЛ"). Не было слышно и В. Вексельберга (ТНК), замыкающего список восьми крупнейших олигархов. Промолчал смелый А. Чубайс. Надежно отреагировал лишь посол США А. Вершбоу. За эти дни он дважды демонстративно встречался с Ходорковским. А посольство США, нахмурив брови, попросило разъяснений.
Похоже, что наши олигархи опасаются "взяться за руки, чтоб не пропасть поодиночке". Боятся, что их обвинят в сговоре против власти. Тогда уж точно несдобровать.
Поучительно посмотреть, кто встал на защиту М. Ходорковского в правительстве. Первым молчание нарушил В. Христенко. Но его голос прозвучал так невнятно, что к микрофону вынужден был подойти сам М. Касьянов. Говорят, что его "ну очень попросил" бывший президент Б. Ельцин. Якобы он обеспокоен тем, что атака на олигархов может затронуть интересы "семьи".
Кроссворд для президента
В. ПУТИН оказался в достаточно сложной ситуации. В преддверии выборов ему все чаще напоминают о всенародном обещании, что "олигархи прекратят свое существование как класс". Но в озлобленной бедностью России это означало бы выпустить джинна классовой ненависти. Передел собственности - очень опасная игра. Однажды она уже выбила Россию из общеевропейской колеи почти на целый век. К тому же есть реальная опасность, что "наезд" прокуратуры на "ЮКОС" может испугать весь крупный бизнес, "взорвать стабильность". А президент ею очень дорожит.
ПРОПАГАНДИСТСКАЯ мощь большого бизнеса пытается сегодня убедить общество в том, что олигархические бизнес-группы являются "локомотивами российской экономики и реформ" и что силовиков нужно остановить, иначе они разбалансируют всю систему власти.
Президенту, конечно, будет трудно признать, что сбой в работающей уже три года системе "власть - бизнес" произошел по вине силовиков. К тому же отступить перед информационным давлением - значило бы ослабить свои позиции в преддверии парламентских и президентских выборов.
Кому извлекать уроки?
УРОКИ из конфликта, который, похоже, уже нанес имиджу российского бизнеса серьезный ущерб, должны извлечь обе стороны.
Первая и фундаментальная ошибка нашего крупного бизнеса состоит в том, что он ощущает себя в большей степени партнером Запада, чем партнером России. К тому же в отличие от Запада и особенно США, где миллионеров "как собак нерезаных", в России олигархи - "экономическое меньшинство". Каждый из них "под микроскопом". Все их ошибки немедленно становятся объектом общественной критики. Поэтому не надо "подставляться", злить власть и людей экстравагантными выходками (покупать "Челси" и яхты за десятки млн. долларов, устраивать выездные дни рождения за границей ценой в миллионы долларов). И уж конечно, не следует раздражать власть явно преждевременными в условиях России проектами "парламентской республики".
Вторая крупная ошибка (повторение ошибки В. Гусинского) - несоизмеримость "информационных атак" на Кремль. Договариваться надо без истерик. К тому же наступило время, когда договариваться нужно не только с Кремлем, но и с обществом. Доказывать, что большой бизнес готов учитывать общественный интерес. Не отстегивать по мелочам - для пиара, а вступить с обществом в серьезный "общественный договор" о "разделе богатства". Никто же не требует отдать все. Но, как говорил А. Лившиц, "надо делиться".
Третья ошибка: олигархи тратят огромные средства на отмывание своего имиджа за границей. Не исключено, что на тот случай, если придется "делать ноги", как Березовский. Пресса уже называет возможных кандидатов на отъезд - Абрамовича, Невзлина, Фридмана... Отмываться надо в собственной стране путем реальной благотворительности и национальных инвестиций.
Четвертая ошибка: в случае любого конфликта наши олигархи тут же бегут жаловаться друзьям за границей. Пора наконец научиться решать конфликты в собственной стране, а не стучаться в дверь к послу США. Тем более что в самих США на наших олигархов вполне определенный взгляд. Достаточно вспомнить мнение главного редактора американского журнала "Форбс" С. Форбса - того самого, который печатает рейтинги самых богатых людей мира: "На Западе бизнес тогда успешен, когда он оказывает услуги населению. В России же несколько лет бизнесмены процветали на обкрадывании правительства и населения".
"Утрамбовка" олигархов
ВЫВОДЫ должна сделать и власть. В российской политике все еще слишком много "закулисья" (в партийном строительстве, например), договоренностей "по понятиям", в том числе и с олигархами. Это отдаляет народ от власти. А власть в порядке "укрепления вертикали" слишком приближает к себе силовые структуры. На самом верху властной вертикали все еще много закрытости. Например, по информации "АиФ", при Совете безопасности уже несколько месяцев работает межведомственная группа "по Ходорковскому". Если это действительно так, почему об этом не сказать обществу. Зачем неожиданные аресты? Если власть не устраивает слишком большая доля нефтяных ресурсов, оказавшихся в руках М. Ходорковского (слияние "ЮКОСа"с "Сибнефтью"), то нужно объяснить: в чем опасность, в чем вина? Если не нравится активное лоббирование "ЮКОСом" строительства нефтепровода в Китай, то общество вправе знать, в чем преимущества конкурентного проекта государственной компании "Роснефть" по прокладке трубы в дальневосточный порт Находка с выходом на Японию. Из-за недостатка информации люди как говорят: "Наверху ведется не политика, а разборки за деньги и власть". Ведь каждый из проектов тянет на 5-7 млрд. долларов. При сделках такого масштаба нужна полная прозрачность.
Люди с пониманием восприняли борьбу с "оборотнями" как начало очищения. Но никто не хочет возвращения порядков, при которых уши "органов" торчали отовсюду. Но крупный бизнес утверждает, что дело идет к переделу собственности под присмотром силовых структур и, как следствие, к нарушению с таким трудом достигнутой стабильности.
Похоже, что "головокружение от успехов" поразило не только олигархов, но и власть. И В. Путину пришлось сделать успокаивающее заявление о "недопустимости чрезмерных мер" и о "необходимости защищать Конституцию". Но окончательное решение, возможно, будет совсем в другой плоскости. Ряд крупных экономистов, опрошенных "АиФ", считают, что глубинная суть операции - в "утрамбовывании" сырьевых олигархов. С тем чтобы они без боя и шума приняли введение "природной ренты" в пользу бюджета. Но дело не только в экономике. Президент в достаточно резкой форме высказал недовольство тем, что олигархи через своих лоббистов беззастенчиво вмешиваются в работу Госдумы. А это уже большая политика.