"ТОВАРИЩИ рыцари, отойдите на пару метров назад!" - кричал в мегафон плечистый боярин. Бряцая оружием и доспехами, толпа средневековых воинов медленно сдвинулась с места. В ряды ливонцев сначала полетели горящие стрелы, выпущенные из баллисты, затем громыхнули небольшие пушки, и толпа новгородских дружинников атаковала противника. Так началась кульминация восьмого военно-исторического фестиваля "Рыцарский замок", проходившего в Выборге в конце июля.
ПРАВДА, в отличие от настоящего боя пострадавших в этом шоу-поединке почти не бывает. А к царапинам на лице и ушибам на других частях тела участники фестиваля относятся с показным равнодушием, чтобы заезжие туристы не думали, будто они понарошку в войнушку играют. Пока новгородцы штурмовали "временные укрепления" и рубили в капусту ливонцев на Кузнечном дворе, у стен замка кипела мирная жизнь. Кто-то в средневековом нижнем белье похрапывал в палатках, стилизованных под шатры. Кузнецы ковали наконечники для стрел, купцы торговали "реконструированными" немецкими шлемами (по 6 тысяч рублей за штуку).
При входе в лагерь древних германцев (каскадеров из Тулы), выделявшихся на общем фоне могучими фигурами и нетрезвыми лицами, висела вывеска: "Фото платное. С детей - чупа-чупс, с женщин - лобзание, с мужчин - стакан алкоголя". "Ставь пиво на стол", - приказал варвар, увидев нацеленный на него фотообъектив. И, с трудом присев на корточки, лениво поковырялся в остатках костра, на котором покоилась тушка курицы.
"Вы только не подумайте, что мы тут дурака валяем, - с энтузиазмом сообщила хозяйка замка, она же директор Выборгского краеведческого музея Светлана Абдуллина. - У каждого свои увлечения: кто-то носочки вяжет, а кто-то интересуется средневековой историей."
Окунуться в Средневековье в этом году пожелали около 600 человек из военно-исторических клубов России, Украины, Беларуси, Латвии и даже Швеции. Среди них были "русские дружинники", "викинги", "крестоносцы", "шотландцы", "немцы" и др. Целую неделю весь этот средневековый "интернационал" жил в палатках, разбитых у стен замка, участвовал в состязаниях по стрельбе из лука и конкурсах на лучший костюм, слушал средневековую музыку и пировал на собственные деньги. Пищу участники фестиваля стараются тоже готовить по средневековой технологии. "Они сидр яблочный (а это напиток XIII века) покупают и переливают во фляги, - говорит директор музея. - А в прошлом году, например, привезли двух гусей. Птицы кричали-кричали, а потом затихли. "И где гуси?"- спросила я у ребят. "Они пошли на реконструкцию приготовления пищи на вертеле", - доложили мне".
К доспехам рыцарей, принимающих участие в сражении, существуют строгие требования. Все это снаряжение участники "реконструируют" по средневековым гравюрам и рисункам своими руками. "Ничего сложного нет, - признался рыцарь из Витебска, - берешь стальную пружину, пассатижи, пара месяцев работы, и кольчуга готова".
Находясь в гуще этой колоритной толпы воинов, вглядываясь в их просветленные лица, через какое-то время и сам начинаешь по-доброму завидовать одержимости и увлеченности этих рыцарей ХХI века. У большинства из них, по признаниям, пусто в карманах, но зато есть нечто большее, чем деньги.
"Нам бы хоть один исторический костюм иметь, - с горечью признавалась хозяйка замка. - У нас же краеведческий музей - лишь ежики и зайчики. Я в этом году пытаюсь сделать выставку "Выборг в Северной войне". А у нас в экспозиции, кроме медали за взятие Выборга, больше ничего нет. Сейчас один мужичок делает для нас макет "Осады Выборга войсками Петра". Работа громоздкая, стоит тысяч сто рублей. Но таких денег нет, поэтому я ему просто плачу зарплату музейного сотрудника - 1600 рублей. Он тоже человек по-ни-мающий, у него душа тянется к этому. Найди таких людей, и все будет получаться..."