Примерное время чтения: 5 минут
121

Азбука антитеррора

СПОСОБНА ли власть противостоять смертникам, таранящим на "КаМАЗах" больницы, взрывающим себя в толпе? Применим ли в России мировой опыт борьбы с "чумой XXI века"? Мы спросили об этом специалистов по истории терроризма, преподавателей Института массмедиа РГГУ - Российского государственного гуманитарного университета - Давида ФЕЛЬДМАНА и Михаила ОДЕССКОГО.

- В 1995-м Басаев лично повел боевиков на захват больницы в Буденновске, торговался с Черномырдиным, выдвигал политические требования. Теперь тот же Басаев действует с помощью живых бомб - смертников. "Палестинизация" чеченского террора - свершившийся факт?

- На самом деле смертники в Европе и России появились раньше, чем в Палестине. Террорист Гриневицкий бросил бомбу между собой и царем Александром II, отлично понимая, что сам в живых не останется. Ноу-хау конца XX века - соединение традиций европейского террора и исламской идеологии, приветствующей самопожертвование во имя Аллаха.

- Не отменить ли ради борьбы с терроризмом мораторий на смертную казнь?

- Пугать самоубийц расстрелом - смешно. Да и не они занимаются подготовкой терактов. Организаторов и финансистов еще нужно найти. Остановить их могла бы не суровость наказания, а его неотвратимость - таков международный опыт.

Самая действенная форма борьбы - пресечение финансовых потоков. Например, Ирландская республиканская армия обессилела после того, как развалился СССР - главный спонсор ИРА. Стоило американцам прижать крупнейших инвесторов палестинского терроризма - талибов и Саддама Хусейна, как сразу начались переговоры о "дорожной карте" в Израиле.

Поэтому задача номер один - перекрыть террористам "кислород". Вряд ли стоит сомневаться, что Басаева, в частности, финансово поддерживают его московские сторонники. И что деньги заграничных инвесторов идут в Чечню через Москву, Питер и Ростов-на-Дону.

Вторая составляющая - оперативно-розыскная. Это прежде всего работа с агентурой. Желательно бы обеспечить и достойную жизнь стражам порядка, не экономить на их жалованье. Не надо провоцировать ситуации, когда за сотню рублей на КПП пропускается машина с тонной взрывчатки.

Третья важнейшая составляющая - пропаганда и контрпропаганда. За пару дней до теракта в Моздоке по ТВ прошла примечательная информация: группа террористов в Чечне, захватив мирных жителей и прикрываясь ими, как щитом, планировала погнать их на позиции наших войск. Банду своевременно обезвредили. Но если бы террористы реализовали свой план, то была бы очень красивая акция пропагандистского обеспечения в сочетании с моздокским терактом. Мол, мерзкие "федералы" расстреляли мирных жителей - что ж остается делать идейным сепаратистам, несчастным борцам за свободу? Их просто вынудили взорвать госпиталь...

Кстати, активно употребляемые в СМИ негативный термин "федералы" и нейтральный "сепаратисты" далеко не безобидны. Одно дело сказать: "Банда террористов обстреляла российских солдат", и другое: "Сепаратисты обстреляли федералов". Это большая удача террористической пропаганды, одна из деталей умело сконструированного механизма управления массовым сознанием.

Террористов-самоубийц в прессе называют "камикадзе", "шахиды". Кто такой камикадзе? Японский воин-смертник, направляющий свой самолет на боевой (!) корабль противника. Кто такой шахид? Воин-мусульманин, принимающий мученическую смерть в бою с гонителями ислама. Но ведь сумели террористы добиться, чтобы убийц женщин и детей называли так же, как храбрецов-мучеников.

- Могут ли быть эффективны против террора акции возмездия? Скажем, брать в заложники родственников бандитов - как в свое время поступили турки, когда боевики захватили теплоход? Или уничтожать бульдозерами их дома, как израильтяне?

- Борьба с террором средствами устрашения бывает эффективна. Но, во-первых, кого брать в заложники, чьи дома рушить? Смертники не оставляют автографов. Во-вторых, такие "акции возмездия" не укладываются в рамки закона.

Идеально борются с терроризмом тоталитарные режимы. Вспомним, как удавили мафию в Италии при Муссолини. Как молниеносно в советской России покончили с террористическими организациями эсеров. Как Сталин депортировал целые народы, помнившие обычаи кровной мести. А кто слышал про терроризм в Китае или Северной Корее? Однако демократические государства не могут себе позволить крайности.

Да, в 1960-м израильские спецслужбы выкрали в Аргентине нацистского преступника Адольфа Эйхмана, в 1994-м французская разведка выкрала из Судана знаменитого террориста Карлоса. Но трудно себе представить, что Россия выкрадет Яндарбиева из Катара. И тем более - воспользуется карательной техникой XIX века, которую применял для замирения Кавказа генерал Ермолов. Не он один, кстати... Нам остается одно - постепенная, дорогостоящая интеграция разрушенной Чечни. И надо быть готовым к затяжной войне с террором. Быстродействующие лекарства в данном случае опасны не менее, чем болезнь.


Для справки

В США после взрыва в Оклахома-Сити (168 погибших, 800 раненых) был принят закон "О борьбе с терроризмом и применении смертной казни". К террористической деятельности в Америке отнесли 38 видов преступлений. После событий 11 сентября 2001 г. Дж. Буш подписал новый закон, разрешающий спецслужбам без санкции прокуратуры и решений суда пресекать сомнительные финансовые операции, прослушивать телефоны, перехватывать корреспонденцию и т. д.

В Великобритании закон "О терроризме" (2000 г.) предусматривает преследование террористов не только на территории Соединенного Королевства, но и за его пределами.

В Германии действуют более 10 законов по борьбе с терроризмом, которые позволяют объявить экстремистской любую организацию и запретить ее.

Во Франции предусмотрено 32 террористических состава преступления. Законы допускают проведение облав, захватов, обысков в отношении подозреваемых.

В Турции наказание за террористическую деятельность - до 36 лет строгого тюремного заключения или смертная казнь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно