Примерное время чтения: 3 минуты
235

Командировка на войну

В НЕБОЛЬШОМ здании подмосковного аэропорта "Чкаловский" прохладно и тихо. У окошка диспетчера быстро редеет очередь из офицеров. В дальнем углу на лавочке тихо спят несколько молоденьких солдат, положив кулаки под голову. В ногах - бронежилеты и каски. Рядом что-то обсуждают офицеры с шевронами военной разведки на камуфляже. А на подоконнике сидят два карапуза с мороженым и внимательно наблюдают, как их родители упаковывают сумки. Все ждут, когда объявят рейс на Моздок. А оттуда - в Чечню. Кто - на службу, кто - в командировку, кто - домой...

"Подкидышем" до Ханкалы

ДОБРАВШИСЬ самолетом-"почтовиком" до Моздока, оказываешься перед выбором: как ехать дальше? Попасть в расположение 42-й гвардейской мотострелковой дивизии, что на окраине Грозного, можно двумя способами - на вертолете или на электричке. Ее в простонародье называют "подкидышем".

С названием соглашаешься сразу, едва увидев гибрид времен "мирного обустройства Чечни". Это обычный поезд, состоящий из дизеля и семи бронированных вагонов - общих и плацкартных. Плюс платформы для танка, двух зенитных установок. Здесь же есть и саперы - на случай, если вдруг поступит информация о заложенном взрывном устройстве.

Учитывая известную обстановку в республике, впереди электрички выходит платформа с песком - на случай возможного подрыва. Следом под прикрытием двух вертолетов огневой поддержки идет и сам "подкидыш". 130-километровый путь он преодолевает за 8-9 часов.

К слову, бронированных "подкидышей" в Чечне два. Один принадлежит Министерству обороны, другой - МВД. Так они и ходят через день с вокзала Моздока. Военным все пользуются бесплатно, а место в милицейском, по неофициальным данным, обходится от 500 до 1000 рублей.

Чеченский опыт

ТУЧИ потихоньку расходятся. Где-то вдалеке из рваных облаков пробиваются лучи солнца, а с ними надежда на то, что полеты будут.

- Сейчас пойдет "вертушка" ФСБ, - по-заговорщицки раскрывает нам местную тайну прапорщик, - можете попроситься у командира. Хороший летчик, опытный. Это действительно шанс.

...Внутри вертолета жарко и душно. Чтобы как-то отвлечь себя от дурацких мыслей, что невольно появляются у каждого попавшего на войну человека, смотришь в окно. Со слов командира, в Ханкале будем где-то минут через сорок. "Вертушка" идет достаточно низко над землей, на высоте не больше 10-12 метров. "Прыгает" только над ЛЭП и лесополосами. Это не выпендреж командира или экипажа, а борьба за жизнь, опыт, который пришел к вертолетчикам после войны в Афганистане и Чечне. На такой высоте "вертушку" невозможно сбить из "стингера" - нет необходимого угла для выстрела.

Минутная стрелка еле движется. Нервы у всех на пределе. Судя по тому, как напряглись сидящие со мной "фронтовики", мы уже в Чечне. Здесь можно ожидать всего. Наемники научили чеченцев бороться с низко летящими "вертушками", привязывая трос в лощине между деревьев. На такой скорости трос, словно лезвие, перерезает винт, а то и сам вертолет.

Шесть или восемь внезапных одиночных щелчков по корпусу вертолета, похожих на винтовочные выстрелы, заставляют вздрогнуть сидящего со мной рядом на скамейке молодого старшего лейтенанта. Давно забыв о войне, я тоже поначалу принял их за выстрелы, но потом вспомнил, что с таким щелчком отстреливают вертолетчики тепловые заряды. Если бы это были выстрелы, мы бы почувствовали их сразу: здесь брони нет.

Из окна "вертушки" видны окраина Грозного с полуразрушенным красным пятиэтажным зданием, военный аэродром в Ханкале, палатки Объединенной группировки, военный городок 42-й дивизии. Вместе с нами на бетонку садятся и два сопровождавших нас "крокодила" - "Ми-24" огневой поддержки.

Мы в Чечне...

О буднях наших военнослужащих в Чечне читайте репортаж нашего специального корреспондента в следующем номере.

Оцените материал

Также вам может быть интересно