КОГДА юный и беспечный Геннадий Жевлаков шел учиться на машиниста, то не подозревал, что эта профессия станет судьбой, которая, словно рельсами, будет исполосована незабываемыми событиями. И прекрасными, и ужасными. Считается, что почти все машинисты - невольные убийцы. Но если у кого-то из них на счету один-два трупа, то у Жевлакова - шесть!
СЕЙЧАС почетный железнодорожник Геннадий Никифорович Жевлаков - на пенсии. Но свои профессиональные приключения помнит подробно.
Сглазили?
НА СТАНЦИИ Ночка 27-летний Гена впервые совершил убийство. 80-летняя старушка переходила пути и из-за глухоты не заметила, что на нее движется состав. Жевлаков резко затормозил, но поздно...
"Я сошел с локомотива, ноги в коленях не гнутся. А как посмотрел, что от бабули осталось, мне и вовсе плохо стало: вся лобовая часть электровоза была в кровавой массе. Потом примерно с месяц видел этот ужас во сне".
После происшествия Гене казалось, что он больше никогда не сможет быть машинистом. И долго потом не мог избавиться от ощущения, что на его совести жизнь неповинного человека. Шло время, воспоминания о трагедии "бледнели", пока не легли на дальнюю полку памяти. В течение следующих шести лет Геннадию везло - ни одного трупа. А дальше словно кто сглазил: одна за другой пять смертей. Особенно ему запомнились три из них.
Однажды Жевлаков сбил сразу двоих мужчин. Было это на перегоне Выхино - Потьма в январе 70-го года. Жуткая метель. Два человеческих силуэта, внезапно появившихся на рельсах, он успел заметить в последний момент. И уже по резкому удару о кабину понял, что все кончено. По инструкции требовалось идти искать тела. Помощник Жевлакова сказал: "Что хочешь делай, а я не пойду - боюсь". Геннадий попросил солдат, ехавших в общем вагоне, пойти с ним. Первого мужчину нашли сразу, только без головы, ее потом так и не отыскали. Второй лежал в кювете вниз головой, вдоль всего позвоночника - глубокая кровавая трещина. И вдруг застонал: жив! Солдаты положили его в тамбур последнего вагона, чтобы довезти до ближайшей больницы. Но парень не выжил.
"Мне тогда было очень плохо. Два трупа сразу - такое бывает не у всякого машиниста... Можно ли избежать гибели? Остановиться вовремя поезду невозможно. Его вес - 4000 тонн. Поэтому даже если машинист издалека увидит человека на шпалах и остановит движение, тормозной путь состава будет не менее 800-1000 метров. А ведь, как правило, народ либо пытается перебежать путь прямо перед поездом, надеясь успеть проскочить, либо намеренно кладет голову на рельсы, желая расстаться с жизнью. А вообще русский человек - безалаберный. Мужики попадают под колеса локомотива, как правило, по пьянке, а женщины - по природной торопливости".
Голова тещи
ЧАЩЕ всего машинисту вспоминается ужасная смерть 55-летней женщины. Он вел в Москву грузовой поезд, остановился на станции Веденяпино, где работала бригада женщин в оранжевых жилетах.
"Поезд тяжелый, трогаться ему надо медленно. Я посмотрел - вроде никого рядом. И только поехал, слышу - женщины орут. Тут замечаю, что-то шевелится перед колесами. А скорость стала только нарастать. Я остановил поезд, выскочил из кабины. Оказалось, что одна из работниц, будучи навеселе, стала подлезать под второй вагон, когда поезд уже поехал. Ну ей и снесло голову. Моментально! Тело отшвырнуло в сторону. На дрожащих ногах подбегаю к голове, а она смотрит на меня и хлопает глазами... Ох, как я бросился оттуда бежать! Это видение потом преследовало меня много лет. Подошел бригадир работниц, поднял голову за волосы, положил на спину мертвого тела, крепко выругался. Я попросил, чтобы помощник сел управлять поездом. У меня тряслись руки и ноги. Едем, как вдруг по радиосвязи бодрый мужской голос кричит: "Эй, это ты, Жевлаков? Знаешь, кого ты задавил? Тещу мою! Поедешь обратно, зайди ко мне, я тебе бутылку поставлю. Она меня, собака, замучила". Я обиделся, думал, кто шутит со мной. Оказалось, правда!"
Когда случается ЧП, машинист по закону не несет ответственности за происшедшее, но ему приходится по многу раз "смаковать" подробности для следствия. Сразу после случившегося любому из машинистов хочется на время побыть одному. Жевлаков, уже став руководителем, часто давал "убийцам" отпуска. Ведь он сам не раз едва не попадал в больницу с нервным срывом... Есть у Геннадия Жевлакова и "крестник", который чудом выжил, попав под колеса его поезда на машине. Он перенес полтора десятка сложнейших операций, стал инвалидом, но смог устроиться работать кочегаром.
Двойня!
ЕСЛИ убивать приходилось большинству машинистов, то принимать роды прямо в кабине электровоза, быть может, даже никому, кроме Геннадия Жевлакова. Однажды он вел поезд из Инзы. Дежурный по станции передал, что требуется экстренная остановка для посадки роженицы.
"Распахнули перед ней двери, а она орет дурным голосом, потому что у нее начались схватки. Рядом топчется муж - пьянее вина. Посадили их в купе. Позже пошел посмотреть, как она себя чувствует. Вижу: муж храпит, а она продолжает надрываться. Мы с помощником перенесли ее в кабину, понимая, что она уже вот-вот родит. А у нас там даже тряпок никаких не было. Сняли мы с себя клетчатые вьетнамские рубашки и подложили под нее. Думали один ребенок, а оказалась двойня - пацаны! Хорошие такие, килограмма по три. Я даже смог им временно пуповину перетянуть.
Дней через десять приезжаю опять на эту станцию, сижу документы оформляю. Вдруг вваливается муж этой женщины, опять пьяный. В руках держит бутыль свекольного самогона и кусок свинины: "Возьми в знак благодарности. Мы же в честь тебя одного мальца Генкой назвали!"
Вот это "происшествие" я действительно буду вспоминать с приятным ощущением до конца своих дней".
Смотрите также: