РОССИЙСКОЕ разваливающееся, дырявое жилищно-коммунальное хозяйство вызывает у бизнеса интерес.
В ПЕРМИ компания "Современный город", связанная с холдингом "Интеррос" ("Норильский никель"), взяла в аренду городской водоканал. Компания "Российские коммунальные системы", созданная с легкой руки Анатолия Чубайса, намерена управлять тепло- и водосетями в 37 регионах России, причем в 27 из них первые документы о сотрудничестве уже подписаны. В российскую коммуналку рванули даже иностранцы. Французская корпорация Veolia Environnement договаривается об аренде подольского и питерского водоканалов. "В будущем все коммунальные объекты будут управляться частными фирмами, - считают в "Veolia Water СНГ". - Поэтому нишу надо занимать уже сейчас".
Трубы нарасхват
ОКАЗЫВАЕТСЯ, коммуналка - весьма прибыльный бизнес. Просто российские власти приучили нас к тому, что ЖКХ - дело убыточное, безнадежно обросшее долгами. Хотя деньги здесь крутятся огромные. К примеру, годовой оборот питерского водоканала, на который претендуют французы, - 20 млн. долл. А объем всего рынка услуг ЖКХ - более 20 млрд. долл. Но до сих пор в России никто экономией и снижением издержек серьезно не занимался.
В Томской области частник уже давно арендует теплосеть. Когда принадлежали городу, баки с мазутом стояли на улице и каждую зиму замерзали. Предприниматель баки в землю закопал. Теперь холод не добирается. "Раньше в системы отопления закачивали водопроводную воду, и каждый год котлы (по 1,5 миллиона рублей каждый) из-за скапливающейся на их стенках солевой накипи приходилось выбрасывать, - рассказывает предприниматель Виктор Сорогин. - Мы же пробурили скважину и стали использовать артезианскую воду с малым содержанием солей. На такой воде котлы могут спокойно проработать около десяти лет". Штат работников предприниматель сократил со 180 до 80 человек, а оставшимся зарплату повысил до 5000 рублей. "У меня долгов по плате за тепло нет, - говорит Сорогин. - Тем, кто вовремя заплатил, я снижаю тариф на 20%".
Достаточно в России и примеров, когда частный бизнес занимается обслуживанием жилых домов. В Ангарске за это взялась одна строительная компания. Все дома поделили между несколькими менеджерами, в распоряжение которых поступает 90% квартплаты. Они отвечают и за наем персонала, и за распределение средств на ремонт. Если управдом работает плохо, его дома передаются другому. Соответственно и денег он заработает меньше.
Каждый слесарь в компании имеет пейджер, на который оператор присылает заявки. Кадры хоть и из бывшего ЖЭКа, но работают по-новому. Оплата привязана к объему работы. Больше квартир обошел - больше и зарплата.
Многолетний опыт западных стран показывает, что при прочих равных условиях частник работает лучше, чем муниципальное бюджетное предприятие. Во-первых, он рискует своими деньгами, а муниципальный директор, назначенный мэром, - лишь должностью. Во-вторых, частник ищет пути снижения издержек, чтобы прибыль была больше. А директор привык требовать денег из бюджета. И чем больше у него расходы, тем больше средств он получит.
Повод для революции
НО ЕСТЬ и свои минусы. Любая частная компания преследует прежде всего коммерческие интересы. И деньги в трубы они вкладывают не из альтруистических побуждений - чтобы у бабушки Глаши в доме всегда было тепло и сухо. За все хорошее нужно платить, и, как правило, дороже, чем за плохое. Эксперты подсчитали, что если "Интеррос" вложит, как обещает, в пермский водоканал 100 млн. долл., то тарифы на воду в течение трех-четырех лет должны вырасти где-то в 2 раза. Эти расчеты подтверждаются мировым опытом. В Чехии, где в начале 90-х годов французы стали реорганизовывать систему водоснабжения, тарифы в результате увеличились в 18 раз (правда, и качество водопроводных систем стало французским). То же самое произошло в Венгрии.
"Был случай в Кочабамбе, в Боливии. Пришли американские коммунальные компании и резко подняли тарифы. Через две недели там вспыхнула настоящая революция", - рассказывает Александр Баженов ("Российские коммунальные системы").
Кроме того, с неплательщиками частные фирмы церемониться не будут. "Когда французы предложили взять в управление водоканал, мы сперва обрадовались, - рассказывает зам. главы Подольска Геннадий Каверин. - Но потом выяснилось, что действовать они будут жестко. Школы, больницы, сады, которым не хватит денег на оплату, они просто-напросто отключат от воды". И власти от такого сотрудничества отказались.
Некоторые эксперты сомневаются и в том, что частник активно начнет вкладывать деньги в "реанимацию" ЖКХ. "Мы спросили у французов: "На что вы потратите те 5 млн. долл., которые собираетесь вложить в водоканал?" - рассказывает Геннадий Каверин. - "Поставим счетчики", - был ответ. А о ремонте водной системы не заикнулись".
Судя по всему, приход частника в ЖКХ уже не остановить. А значит, тарифы будут расти. Конечно, хочется надеяться, что улучшится и качество услуг. Однако даже при высочайшем качестве работы нельзя позволять фирмам диктовать свои условия. И сделать это можно. "Свою эффективность частник уже доказал, управляя коммунальной сферой в Европе, Англии, США, - говорит директор направления Института экономики города Сергей Сиваев. - Просто теплосети, водоканалы и прочее должны сдаваться в аренду и ни в коем случае не приватизироваться. Тогда в руках у государства останутся реальные рычаги управления и оно сможет в случае необходимости защитить своих граждан".