Примерное время чтения: 8 минут
299

Приватизация: уметь иметь

Вернут ли миллиардеры-жулики награбленное народу?

ЯРОСТНЫЕ споры о законности или незаконности приватизации в России не утихают. Противоборствующие стороны сходятся лишь в одном - пора подвести черту и прекратить будоражить общество возможным пересмотром ее итогов. Но как это сделать?

Счетная палата РФ предложила решение. Аудиторы приступили к программе "Анализ итогов приватизации за период 1993-2003 годов". Мы беседуем с Владиславом ИГНАТОВЫМ - именно он возглавляет в СП направление контроля за приватизацией и госсобственностью.

Что было

- ВЛАДИСЛАВ Михайлович, Счетная палата уже 8 лет занимается проверкой итогов приватизации. Вам встречались предприятия, к которым не было вопросов?

- Конечно, есть эффективные собственники, которые хорошо работают и исправно платят налоги. В качестве примера могу назвать "Транснефть". 75% акций принадлежат государству.

- А остальные 25%?

- Неизвестно. Мы не смогли вскрыть реестр до конечного собственника. Изначально эти акции были распространены внутри трудового коллектива. Реальность такова, что все эти акции были скуплены.

- Вы не знаете, кому принадлежат акции? Выходит, государство сидит за одним столом неизвестно с кем?

- Оно не сидит за одним столом. Привилегированные акции не участвуют в управлении предприятием. Они становятся голосующими, только если не выполняются требования устава по выплате на них 10% чистой прибыли. Пока все идет хорошо, кто-то просто зарабатывает деньги на деятельности предприятия, 75% которого принадлежат государству. Имеем то, что имеем.

- Когда-то приватизация начиналась под лозунгом: раздать собственность народу. Были ваучеры, каждый должен был получить "кусочек чего-то" и почувствовать себя хозяином. В результате собственность сосредоточилась в руках 5-6 человек.

- Приватизация требовалась, чтобы изменить систему экономических взаимоотношений внутри страны. В принципе сначала это был политический акт. На первом этапе она была, по сути, бесплатной. Государство через ваучер частично раздало собственность в руки трудовых коллективов. Но те, к сожалению, оказались к этому не готовы.

Следующий этап приватизации начался, когда состоялись залоговые аукционы.


НАША СПРАВКА

Государство занимало у банков деньги под залог акций госпредприятий. Избранными оказались ОНЭКСИМ Банк, "МЕНАТЕП", АКБ "МФК", Столичный банк сбережений, Альфа-банк, "Российский кредит", АвтоВАЗбанк и Инкомбанк. Первой ласточкой стала продажа 3 ноября 1995 года пакета акций компании "Сургутнефтегаз". Вслед за ней последовали "ЛУКОЙЛ", "Сиданко", "ЮКОС" и "Сибнефть". Кредиты под залог акций принесли в бюджет 4,5 трлн. руб. - по тому курсу это около 750 млн. долл. Денег выкупить залог у государства не было, и акции перешли в собственность банков.

Самая главная хитрость в том, что в то время не существовало казначейства, федеральный бюджет исполнялся через коммерческие банки. На счетах избранных банков в тот момент было размещено 603,7 млн. долл. "временно свободных средств бюджета". Таким образом, государство само себе дало в долг.


- Аудитор Соколов, который был вашим предшественником на этом посту, утверждал, что залоговые аукционы незаконны. Вы сейчас собираетесь анализировать законность залоговых аукционов?

- Тогда все делалось по указу президента. Возможно, это было оправданно. В любом случае, сейчас это не обсуждается, если мы уважительно относимся к предыдущему президенту.

- Вы не находите, что Счетная палата сама очень зависит от политического момента? Вспомним хотя бы скандальную проверку приватизации 38% "Норильского никеля". В 1997 году появилось официальное заключение Счетной палаты, что приватизация прошла с нарушением законов, что за пакет была заплачена цена в 100 раз меньше рыночной. Через два года Счетную палату попросили пересмотреть выводы проверки, поскольку они "не отражают положительных перемен" в компании. В новом отчете говорилось: "Оснований считать незаконными аукцион и последующую продажу пакета акций РАО "Норникель" не имеется". Прокуратура возбудила уголовное дело, но его закрыли по амнистии.

- Я не берусь комментировать результаты работы, которая проводилась до моего прихода сюда.

Недавно мы повторно проверили законность приватизации Новолипецкого металлургического комбината в 1992 г. И подтвердили выводы прежней проверки. Оценка стоимости была занижена, в нее не включили завод по производству холодильников "Стинол". В свое время СССР заплатил итальянцам за строительство этого предприятия 180 млн. долл., а приватизирован "Стинол" был всего за 18 млн. долл. После этого новый собственник - Новолипецкий металлургический комбинат - продал "Стинол" тому же итальянскому концерну "Мерлони" за 119 млн. долл. Так что сейчас там другой хозяин, он вполне добросовестный приобретатель. Какие к нему могут быть претензии?


НАША СПРАВКА

Счетная палата много раз проверяла приватизацию крупнейших компаний. Например, в 1997 г. предлагали Генпрокуратуре пересмотреть итоги продажи акций "Связьинвеста" и "Сибнефти". Аудиторы ставили под сомнение чистоту приватизации РАО ЕЭС: по президентскому указу 20% акций должны были отойти россиянам в обмен на ваучеры, а попали в руки иностранцев. Сомневались в законности акционирования "Авиастара", "Авиакора", Котласского ЦБК, Усть-Илимского ЛПК, Красноярского и Саянского алюминиевых заводов и т. д. Ни одно дело продолжения не получило.


Что есть

- СЧЕТНАЯ палата собирается внимательнее всего изучать конкурсы по продаже госпакетов акций с инвестобязательствами. Это когда пакет акций продается за сравнительно небольшую сумму, но под обещание в дальнейшем вложить в предприятие солидные деньги. В 1997 г. так было продано 40% акций Тюменской нефтяной компании. Осенью 2000 г. МВД возбудило по материалам вашей проверки дело о мошенничестве. Чем оно закончилось?


НАША СПРАВКА

В 1997 году пакет достался "Альфа-группе" и группе "Ренова" (той самой, которую возглавляет Вексельберг, вернувший на родину яйца Фаберже).

Следователи считали, что чиновники занизили цену пакета и создали для будущего победителя конкурса "заведомо выгодные условия". По условиям конкурса, победитель должен был заплатить за 40% акций ТНК 25 млн. долл. и инвестировать еще 90 млн. На эти 90 млн. следовало купить бензиновую установку и другое прописанное в программе инвестиций имущество. Проверка установила, что указанное имущество еще до начала конкурса принадлежало "Альфе" и "Ренове", но, по подсчетам экспертов, стоило не 90 млн., а всего 2,25 млн. долл.


- Дело продолжения не получило. Точно так же не получило продолжения дело о продаже 15% Таганрогского металлургического комбината (крупнейший производитель стальных труб на юге России). Там тоже был конкурс с инвестобязательствами. Победителем стала фирма, связанная с гендиректором "Тагмета" Бидашем. Он вывел оборотные средства с предприятия, через посредников завел их на это же предприятие и считается, что выполнил инвестобязательства. В результате нашей проверки этим пакетом запрещено голосовать, но Бидаш акции уже перепродал. Сегодня многие предприятия имеют не очень прозрачную историю приватизации. Но они уже находятся в руках у добросовестных покупателей.

Что будет

- ПРИВАТИЗАЦИЯ продолжается. В очереди стоят 200 объектов.

- Процесс приватизации необходимо продолжать, это совершенно однозначно. Государство не управляет госсобственностью, а разбазаривает ее. Скажем, мы проверяли приватизацию Тулчермета. В процессе про один из цехов просто забыли - на момент приватизации он был в аренде. Мы написали в прокуратуру. Прокуратура завела уголовное дело, потом закрыла. Цех по производству хрома по-прежнему принадлежит тем арендаторам. Так что теоретически собственность действительно государству не нужна. Но избавиться от нее нужно максимально эффективно.

- Последний громкий случай относится к продаже 75% акций "Славнефти" год назад. Пакет купили "Сибнефть" и ТНК за 1,86 млрд. долл. Счетная палата рекомендовала установить стартовую цену 2,5 млрд., но вас не послушали. Почему?

- Вопрос не к нам. Зато на торгах по ОНАКО в результате нашей проверки цена была поднята почти в 2 раза - до миллиарда долларов. Госбюджет получил в два раза больше.

Те объекты, где государство управляет эффективно, можно пересчитать по пальцам. Вот готовится сделка по Магнитогорскому металлургическому комбинату. Предприятие работает эффективно, все налоги платит, но дивидендов на свой пакет бюджет не получает. Счетная палата предъявила претензии к представителям государства в совете директоров. Они, оказывается, и на заседаниях не так часто присутствовали.

- Подведение итогов приватизации вы планируете завершить в середине лета. Что дальше?

- Самое главное - мы должны сформулировать предложения по оптимизации отношений бизнеса и государства в интересах роста экономики. Результаты анализа должны стать основой при организации управления и контроля эффективности приватизационного процесса в России. Ведь этот процесс не заканчивается сегодня. Нас ожидают проблемы при приватизации земли.


Анекдот в тему

Сидят двое в тюрьме.

Один говорит:

- Я же предупреждал, что нас неправильно поймут, а ты - "приватизация, приватизация".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно