Примерное время чтения: 12 минут
1107

Кто виноват в гибели детей?

Откровения исполнительного директора "Скайгайда" Алана Россиера "Аргументам и фактам"

В НОЧЬ с 1 на 2 июля 2002 года над Боденским озером, разделяющим Швейцарию и Германию, столкнулись два самолета: Ту-154 "Башкирских авиалиний" и "Боинг" американской почтовой службы DHL. Все пассажиры и члены экипажа обоих самолетов (в том числе 52 ребенка из России, летевших на отдых в Испанию) погибли. В катастрофе обвинили швейцарскую диспетчерскую компанию "Скайгайд", ошибочные команды диспетчера которой Петера Нильсена и привели, как предполагают, к столкновению авиалайнеров.

До сих пор не решен вопрос о компенсациях семьям погибших детей: взаимные обвинения родственников жертв и "Скайгайда" достигли пика, когда 24 февраля диспетчер Нильсен при загадочных обстоятельствах был убит возле своего дома в пригороде Цюриха. По подозрению в его убийстве арестовали Виталия Калоева, потерявшего двух малолетних детей и жену в боденской катастрофе. Все это время от "Скайгайда" было нелегко получить комментарии на тему случившегося. И только "Аргументам и фактам" глава компании "Скайгайд" Алан РОССИЕР согласился дать эксклюзивное интервью.

Кто "раскрыл" Нильсена?

- ГОСПОДИН Россиер, как вообще стало возможным убийство Нильсена? Ведь его имя строго засекретили от родственников погибших. Есть мнение: утечку информации о Нильсене организовал сам "Скайгайд", чтобы избавиться от лица, принесшего ему столько проблем. Даже журналисты не могли отыскать диспетчера, хотя и очень старались, а тут первый попавшийся человек приезжает и находит его дом, идет точно по адресу...

- Я даю стопроцентную гарантию, что утечка - не из "Скайгайда". Домашний адрес Нильсена знал широкий круг людей - из прессы, из полиции, адвокаты: многие имели доступ к протоколам его допросов. И доступ этот был шире, нежели у сотрудников "Скайгайда". Один папарацци подкараулил Нильсена и сделал его фото - они были опубликованы в датских и швейцарских газетах и показаны по телевидению. Поэтому мы полностью уверены - Питера Нильсена "рассекретил" не "Скайгайд". Мы строжайше храним частную информацию о наших сотрудниках.

- Когда был убит Нильсен, "сотрудники "Скайгайда" были в шоке". Получается, что гибель 52 детей из России в авиакатастрофе - недостаточно серьезный повод, чтобы привести их в шоковое состояние.

- Я бы, честно говоря, воздержался от каких-либо сравнений. Гибель Нильсена была для нас вторым шоком. А первый - и самый страшный - случился именно 2 июля 2002 года.

После того июльского кошмара многие диспетчеры просто не вышли на работу, они были не в состоянии сидеть на радаре. Никто не хотел трагедии над Боденским озером, но нас не могла не потрясти и смерть диспетчера.

- Вас, наверное, не удивит, что общественное мнение в России относительно убийства диспетчера следующее: в смерти Нильсена виновен именно "Скайгайд", так как по его вине уже на два года затянулся вопрос выплаты компенсаций, из-за чего некоторые родственники погибших и оказались на грани нервного срыва.

- Этого мнения я не могу разделять. К великому сожалению, для решения таких вопросов требуется определенное время. Например, в 1998-м в Галифаксе (Канада) упал самолет компании Swissаir. Так вот, последние компенсации семьям жертв были выплачены только в прошлом году, а официальное расследование и вовсе завершено всего лишь полгода назад.

- Тем не менее со стороны создается именно такое впечатление, что "Скайгайд" специально затягивает вопрос с компенсациями, желая уклониться от выплат.

- Даже если допустить, что мы захотели бы это сделать, у нас нет таких возможностей. Наша фирма - как в тюрьме. Мы не можем и шагу сделать без согласия следствия. Напротив, мы выдвинули несколько инициатив, в прошлом году учредили компенсационный фонд, перечислили туда деньги. Просто обеим сторонам надо прийти к согласию.

- Да вот то-то и оно, что суммы-то там, говорят, очень маленькие. Одна из родственниц погибших детей назвала их "издевательскими".

- Я вообще не знаю, откуда вы взяли такие цифры. Они не имеют ничего общего с действительностью. Возможно, тут произошла путаница: как следует из Варшавского соглашения, 30 000 долл. - это страховка авиапассажиров, которую после крушения самолета должна выплачивать сама авиакомпания их близким, дабы те могли устроить похороны и посетить место катастрофы. Никакого отношения к компенсациям она не имеет, это две разные вещи. Но в любом случае хочу вас предупредить: суммы компенсаций являются конфиденциальной информацией, и данные о них в прессу переданы не будут. Таково желание родственников погибших. Юридический подход ко всем жертвам такой же, как и к пострадавшим в катастрофах гражданам Швейцарии, это вы можете увидеть в документах.

- Тогда верна ли информация, что семьи погибших пилотов американской компании DHL уже получили компенсации - по полтора миллиона долларов США?

- Нет, неверна, пока никто ничего им не выплатил.

"Калоев - приятный человек"

- ЧЕЛОВЕК, которому предъявляют обвинение в убийстве диспетчера, потерял в катастрофе всю семью. Могут ли еще повториться такие инциденты с сотрудниками "Скайгайда"?

- Мы, честно скажу, такого не ожидали. После смерти Нильсена несколько работников "Скайгайда" были взяты под охрану из опасения, что вскоре может произойти еще что-то страшное. Пока охрана с них не снята. Но лично я думаю, что этого больше не повторится.

- Возможно, если бы к родителям погибших детей отнеслись по-человечески, Нильсен был бы жив. Когда люди очень долгое время находятся в ситуации чудовищного нервного напряжения, их может обидеть малейший случай, и тогда всякое случится...

- Вы думаете, у меня сердце каменное? Я все понимаю, но у нас нет никакой возможности влиять на расследование катастрофы, и мы тоже заинтересованы, чтобы это проходило быстрее. Нужно ждать, пока переговоры закончатся, все-таки 12 семей уже пошли на соглашение по вопросу компенсаций, и я уверен, что с другими мы найдем общий язык. И мы согласны нести ответственность, не перекладывая ее на кого-либо.

- А как же попытка "Скайгайда" переложить ответственность на Германию?

- Это совершенно бредовые слухи. Мы ничего ни на кого не сваливали. И мы обязательно подчинимся решению суда.

- Вы дважды лично встречались с Калоевым, которого обвиняют в убийстве Нильсена. Какие у вас остались о нем впечатления?

- В первый раз мы виделись в годовщину гибели пассажиров "Башкирских авиалиний", он пришел ко мне, и у нас был десятиминутный разговор. В следующий раз он был в Цюрихе с другими родственниками, и мы провели вместе три часа. Посетили место аварии, он задавал много вопросов, в том числе о технических причинах катастрофы.

- А о желании лично пообщаться с Нильсеном он вам не говорил?

- Сказал один раз, и я позвонил Нильсену домой, чтобы тот приехал, но Петер находился в отъезде. Калоев остался в моей памяти как тихий человек, очень приятный в разговоре. Во время общения с ним я абсолютно не чувствовал себя под угрозой, он не проявлял никакой агрессивности.

Диспетчер был не один

- НЕКОТОРЫЕ семьи жертв опасаются, что вину за все свалят только на Нильсена, потому что он уже мертв, и таким образом "Скайгайд" уйдет от ответственности.

- Вот ничего подобного. За действия Нильсена будем отвечать и мы.

- Семья Нильсена потребовала от вас компенсации после его убийства?

- В Швейцарии после гибели человека автоматически "включается" социальная защита, дабы как-то обеспечить семью погибшего.

- Между прочим, очень многие были возмущены как раз тем, что человек, которого обвинили в гибели десятков детей, не был даже уволен из вашей компании.

- Тем самым мы признавали свою ответственность за его действия и то, что Нильсен готов нести свою часть этой ответственности. Шло расследование, и, пока вина человека не подтверждена судом, уволить его нельзя. Но у него сразу же отобрали лицензию на работу перед радаром. Нильсен должен был оставаться в пределах досягаемости для следствия, а если его уволить, так он мог куда-то уехать. Кроме того, господин Нильсен - это только одно звено из целой цепочки людей, которых обвиняют в причастности к этой катастрофе. Да, он мертв, но другие-то живы, и в их отношении продолжается расследование. Столкновение самолетов было серией из 10-12 событий. Но я понимаю точку зрения семей погибших, которые персонифицировали Нильсена как человека, виновного во всем. Однако на самом деле он был просто самым известным среди участников этого трагического инцидента.

- КАК вы полагаете - сколько будет длиться расследование авиакатастрофы?

- Я не думаю, что так же долго, как в Галифаксе. Это вопрос нескольких месяцев или даже недель и зависит от властей Германии. Мы ждем финального отчета - он покажет, что надо учесть, чтобы такой кошмар не случился снова. Но главные выводы мы сделали.

- Вы сказали, что "Скайгайд" сразу был готов отвечать за катастрофу. Как же расценить ваши слова в июле 2002-го, что российские пилоты "Башкирских авиалиний" не говорили по-английски и, возможно, в этом причина столкновения самолетов?

- Никто и никогда такого не говорил! Это просто кошмар, как все извращено. На первой пресс-конференции был задан вопрос: российские пилоты говорили по-английски? Наш ответ: у нас не было никаких проблем в общении с ними. И на тебе - через две недели мы читаем в газетах: "Скайгайд" обвиняет русских пилотов, что они не понимали английского. Мы должны сотрудничать, а получается, что у нас СМИ - как поле боя. Родственники погибших скажут что-то против, мы скажем - так пикироваться можно бесконечно, будет ведь только хуже.

"Для нас это тоже боль"

- ДА, ПО-МОЕМУ, хуже уже некуда. Посмотрите комментарии родственников: вы предлагаете им копейки, потому что они русские, с другими бы вы так не поступили, вы перед ними даже не извинились...

- Как можно такое сказать? Как я смог бы делить людей на "первый" и "второй" класс? Мы всегда хотели личного контакта с семьями погибших, приглашали их в Швейцарию. Но один из их адвокатов нам этот контакт запретил официальным письмом. Президент Швейцарии, наши сотрудники собирались поехать на похороны детей - отказали: нам не дают выражать сочувствие. Мы послали сразу после катастрофы письмо с извинениями и сожалениями, которое подписали ВСЕ работники "Скайгайда". В годовщину катастрофы 15-20 семей захотели посетить Цюрих - мы их пригласили. Но приехали только три. Мы желали поставить в Цюрихе памятник погибшим, пригласили работать скульптора из Уфы. Он согласился, а потом взял и отказался выполнять заказ. Что нам делать, как объяснить, что мы себя чувствуем ужасно, что для нас это тоже боль?

- Ну сотрудников-то могли обязать в приказном порядке письмо подписывать.

- Если у вас так и будут о нас думать, мы ни до чего хорошего не договоримся. Не следует полагать, что если мы обнимаем кого-то, то только с целью украсть серьги из ушей. Даже Калоев с нами сидел в этом кабинете. Один человек мне после того разговора сказал: "Я посмотрел вам в глаза и увидел, что вы тоже страдаете".

- Вскоре после этого Калоев был арестован, и его обвинили в убийстве диспетчера "Скайгайда". Вас шокировало, что именно его задержали по делу об убийстве Нильсена?

- Мне до сих пор не верится, что это мог быть он.

Шутки "Скайгайда"

- КАКИМ вы видите будущее своей компании в течение ближайших лет?

- Катастрофу над Боденским озером мы не забудем никогда. Разумеется, сейчас общественность считает нас виновными, но в Европе на нас до сих пор смотрят как на профессионалов. Инцидент чудовищный, однако это все-таки единственный случай.

- По поводу профессионализма "Скайгайда": кроме столкновения самолетов над Боденским озером был еще случай, когда другой ваш диспетчер заявил, что некий вертолет захвачен "Аль-Каидой", и его чуть не сбили. Это он пошутил так.

- Я не отрицаю этого инцидента. Диспетчер в компьютерной системе присвоил вертолету кодовое имя "Кайда" (это было во время подготовки встречи "Большой восьмерки") - он посчитал, что это смешно. Но мне так не показалось, и этот человек был серьезно наказан. Хотя кодовое имя "Кайда" было в эфире всего семь минут и в воздух никакие истребители не поднялись - это снова слухи.

- И разве это не разбивает вдребезги репутацию "Скайгайда"? После страшной катастрофы, которая привела к гибели десятков детей, появляется еще и шутка, которую, вы меня извините, кроме как идиотской трудно назвать.

- Такие вещи недопустимы. Но видите ли, мы фирма, каких много в мире.

- Господи, неужели и все остальные такие же?

- Дело не в этом. Мы не лучше и не хуже. И везде есть люди, которые изредка серьезно ошибаются в работе или позволяют себе дурацкие шутки. Лучше бы они этого не делали. Но они сделали. Мне остается только работать над тем, чтобы такого никогда больше не случилось.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно