ХОРОШИХ дорог в России не будет никогда. И не потому, что денег не хватает. В дорожное строительство вкладываются миллиарды. Но большая часть денег попадает в карманы тех, кто так или иначе причастен к этому вопросу. С теми, кто не согласен с подобным положением дел, дорожная мафия борется двумя способами: взятками или с помощью киллеров...
Несекретная тайна
В РОССИИ с 1939 года не менялся стандарт на плотность грунтовой насыпи, на которую кладут асфальт. За 65 лет выросли скорости и грузоподъемность машин, а дороги строят по-довоенному - не для многотонных трейлеров, летящих со скоростью 120 км/ч, а для полуторок.
Кроме того, Россия "сделана" из неудачного материала. 86% всех грунтов у нас - так называемые связные, то есть грунты с примесью глины или целиком состоящие из таковой. А глины и суглинки имеют такую особенность: они хорошо набирают и плохо отдают влагу. Подпочвенные воды подсасываются по рыхлостям и пустотам слоев грунта прямо под дорожное полотно и с первыми морозцами замерзают. Между прочим, давление замерзающей в замкнутой системе воды достигает 2000 кг/см2! И происходит то, что специалисты называют "морозным пучением", - асфальт трескается. А весной верхний слой грунта непосредственно под асфальтом размораживается, обводняется, теряет несущую способность. И колеса грузовиков просто проламывают асфальт над пустотами. Аут...
И весь этот разрушительный механизм может остановить небольшое - всего на 5% - уплотнение грунта. Не верится? Тогда посмотрите на график, который есть практически во всех учебниках по строительству автомобильных дорог. Экспонентная кривая на нем ясно показывает, что небольшое (5-7%) повышение плотности грунта дает увеличение прочности дороги в 2,5 раза.
Убить изобретателя
НАШИ 25-тонные каточки проблему уплотнения грунта решить не могут. Даже если мы закупим тяжелую технику за рубежом, не факт, что она с нашей глиной справится. Тупик?
Нет. На излете перестройки в СССР была построена уникальная машина, которая для забивки грунта использовала не давление, а вибрацию. Всего за один проход эта штуковина своей огромной рабочей плоскостью забивала грунт на 7% выше ГОСТа! Машина была построена в единственном экземпляре. Опытном. И опыт удался.
В начале 1990-х изобретатель машины Феликс Губерман начал свои долгие хождения по инстанциям, пытаясь внедрить хорошие дороги в России. Именно тогда документы о необходимости увеличения стандарта на 5% последовательно ложились на стол всем нашим руководителям. И самое интересное, что все они были "за"! Но пробить бюрократическую стену дорожного ведомства так и не смогли. Почему?
Потому что ремонтировать дороги гораздо выгоднее, чем их строить.
Дело в том, что две трети дорожного бюджета страны тратится на ремонт дорог и только треть - на строительство новых. Это значит, что плохие дороги дорожникам нужнее, чем хорошие: на них больше денег дают!.. Дорожный бюджет России за 2002 год, например, - 54 миллиарда рублей. Огромные деньги! И любой, кто попытается их у дорожников отнять или как-то перераспределить, сразу же столкнется с тем, с чем столкнулся изобретатель замечательной машины: однажды в темном подъезде ему в нос сунули ствол пистолета и спросили, а не слишком ли мало дырок у него в голове и не стоит ли проделать еще одну? Изобретатель все понял и быстро-быстро эмигрировал из России.
Сами воруем, сами контролируем?
Ф. ГУБЕРМАН, Израиль:
- ЛУЖКОВ считает, что колеи на МКАД образовались из-за шипованной резины. Если сделать срез дорожного полотна, то вы увидите, что на долю износа асфальта в этой колее приходится примерно 20%, а остальные 80% - чистый прогиб. Который образовался из-за некачественного дорожного строительства.
И пока Федеральная дорожная служба России одновременно сама строит дороги и сама же себя контролирует, ничего не изменится. Во всяком случае, плотность дорожной подушки - главной в дороге - должен мерить независимый от дорожников орган.
Да, мне действительно угрожали. Настолько недвусмысленно, что пришлось уехать из страны...
Как украсть на строительстве дорог
1. Обвес. Дорожный "пирог" состоит из большого количества слоев - песка, гравия, щебня, битума, не говоря уж про асфальт. Если уменьшить слой, скажем, щебня, всего на 10 сантиметров, то каждый новый километр приносит в карман воров 10 000 долл.
2. Рост цен. При строительстве одной из московских магистралей 1 экскаватор 3 часа копал траншею. А по документам проходило так, что копала ее в течение 2 дней бригада из 5 человек.
3. Пересортица. При прокладке скоростных магистралей в нижней части дорожной подушки используется калиброванный песок. Стоит он дорого - до 185 руб. за кубометр. А песок из карьера стоит всего 30-40 руб. И внешне от калиброванного отличается мало.
4. Мистика. Подрядчик регистрирует несколько фирм, которые выставляются субподрядчиками и выполняют часть работ по повышенным расценкам. Фирмы существуют только на бумаге. Один из прорабов, работавших на строительстве МКАД, в отношении которого сейчас ведется следствие, именно через такие подставные фирмы "вывел" из-под строительства 700 000 долл.
Резиновые деньги
У НАС в одной только Москве ежегодно выбрасывается на помойку около 15 тысяч (!) тонн покрышек. Из них кое-как перерабатывается около 10%. Остальное лежит на свалках.
- Технология, которую мы придумали, - говорит бывший "оборонщик" Евгений ДОНЩИКОВ, - самая дешевая из всех существующих и самая экологичная. В установку поступает покрышка, через полчаса от нее остается кучка резинового порошка, текстильный материал и проволочные кольца. Резину разрушает газ озон. Дешево и сердито.
- Кроме того, - подхватывает исполнительный директор научно-внедренческой фирмы Наталья ТУМАНОВА, - резиновый порошок можно подмешивать в асфальт при строительстве дорог. Резинобитумное дорожное полотно получается более упругим, поэтому оно меньше трескается при температурных перепадах и намного дольше служит.
Идеей заинтересовались в Англии, Прибалтике, построен завод в Таиланде. А России такое производство, похоже, не нужно.
Смотрите также: