Примерное время чтения: 5 минут
104

"Ожирение" власти

В НЕДАВНЕЙ акции протеста против социальной политики, к удивлению властей, приняли участие 1,5 млн. человек в 300 городах России.

Такого Россия давно не видала. По свидетельству очевидцев, в правительстве и в Госдуме не знали, как реагировать. Разучились. В отсутствие оппозиции власть быстро покрылась жирком и буквально на глазах теряет связь с народом. О ее растерянности говорит то, что в местах забастовок местная прокуратура попыталась поначалу даже возбудить уголовные дела против бастующих. Но хватило ума не подливать масла в огонь - дали отбой.

Нынешний всплеск удалось быстро погасить. Но джинн вылетел из бутылки. Пока маленький, не грозный. Но уже прозвучали слова о всероссийской предупредительной забастовке.

Как ни парадоксально, но в последнем всплеске протестов "виноваты" неплохие показатели экономического роста, высокие цены на нефть и... чрезмерный оптимизм правительства. Чуть ли не каждый день оно рапортует о взятии новых высот: росте золотого запаса, Стабилизационного фонда, о погашении долгов, о падении инфляции. Но люди раздраженно спрашивают: "Где деньги, Зин?"

Видимого улучшения жизни население не видит. Бросается в глаза другое: что богатые становятся еще богаче. Наши миллиардеры демонстративно бросают деньги на ветер - купают проституток в шампанском, покупают заграничные спортивные команды, яхты, яйца Фаберже, скупают собственность за границей (в лондонском районе Челси престижной недвижимостью владеют 200 тыс. россиян). Москва стала столицей расточительности. На фоне этого "пира во время чумы" небольшое улучшение жизни кажется подачкой с барского стола.

SOS не проходит

РАБОЧИЕ все чаще сталкиваются с ситуацией полной незащищенности. Коммунистические профсоюзы исчезли. А новых, независимых, нет. По оценкам социологов, лишь 8% работающих считают, что профсоюзы "что-то делают". На трети предприятий их вообще нет. Если государство худо-бедно наладило выплату зарплат бюджетникам, то занятые на частных предприятиях оказались совершенно незащищенными. По оценкам экспертов, уровень эксплуатации рабочих рук в России в 5 раз выше, чем на Западе. Возникла противоестественная ситуация, когда "новыми бедными" становятся не безработные, а работающие. А сигналы "SOS" снизу вверх не проходят.

"Единая Россия" хорошо освоила функцию "приводного ремня" кремлевской администрации, но с функцией связки "народ - власть" явно не справляется. По свидетельству источников "АиФ", в Госдуму поступают тысячи писем от рабочих коллективов с жалобой на деградацию в сфере труда, но чиновники "от народа" просто не знают, что с ними делать.

Долгое отсутствие активного протеста обычно объясняют русским долготерпением. Но это только часть правды. У социального мира последнего десятилетия были и другие ресурсы. Жили остатки веры, что реформы дадут свои плоды. Что появятся не только продукты, товары, квартиры, но и деньги, чтобы их купить. Верили Б. Ельцину, когда он на пальцах показывал, сколько осталось ждать: "ну, совсем чуть-чуть". Сегодня еще верят, что В. Путин наведет порядок, победит бедность, отсосет у олигархов и бюрократии VIP-жир. Но этот ресурс не вечен.

Изнашивается и еще один стабилизатор: "солидарность бедности", когда плохо было всем. Голосуя за реформы и рынок, люди просто не могли себе представить, что через несколько лет на месте одной, пусть не слишком богатой страны появятся две совершенно разные России, два образа жизни, две морали. Одна - для людей с нищенской зарплатой и пенсией. И другая - где деньги девать некуда и которой наплевать на первую.

Без политики

ЗАБАСТОВКИ шахтеров в ельцинский период были густо замешаны на политике. В Кремле боялись возвращения коммунистов. Социальные конфликты гасили в пожарном порядке: деньги в точки возгорания везли вагонами и самолетами. Иногда прямо на президентском "борту". Это называлось политикой затыкания дыр. Премьер С. Кириенко ходил к шахтерам на Горбатый мост брататься и пил с ними водку.

Сегодня другая ситуация. В протестном движении все меньше политики. Люди приноровились к капитализму. Но при этом они хотят, чтобы соблюдались нормальные условия рыночной экономики: за труд - справедливая оплата, за отработанные годы - справедливая пенсия. Рабочим надоело мириться с тем, что разрыв доходов между бедными и богатыми составляет 40 раз (не говоря уж о миллионерах)!

Похоже, наступает новый этап взаимоотношений между властью, бизнесом и рабочими. Главным становится экономическая борьба за свои права. И она может быть очень острой. Так что людям, привыкшим к комфортной должности "слуг народа", стоит призадуматься. Тем более что выборы-то не за горами.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно