Многих читателей "Аргументов и фактов" интересует, есть ли шанс у нынешней власти оставить след в истории.
В РОССИИ есть традиция связывать ту или иную эпоху с именами правителей. Мы привычно говорим: "ленинская электрификация", "сталинская индустриализация", "хрущевская оттепель", "брежневский застой", "ельцинский беспредел".
"ЧТО МЫ будет говорить после того, как В. Путин передаст бразды правления своему преемнику? - спрашивает Василий Бурцев из Углича. - Как будет называться период 2000 - 2008 гг.? Можно ли рассчитывать на "путинский прорыв"?"
Первые шаги, казалось бы, уже сделаны. Прекращено всевластие олигархов. Кремль восстановил единое правовое пространство: покончено с региональным "разгильдяйством" и с самостийными конституциями. Мы вылезаем наконец из глубокой долговой ямы. Укрепляется рубль и растут доходы населения. Армия наконец-то стала получать новое вооружение. Сокращаются сроки службы. Офицеры получают надежду на достойное жилье.
В международных делах найден разумный баланс в отношениях с США, Европой, Китаем, Индией. Нефть и газ не просто выгодно продаются на Запад и Восток, но и успешно конвертируются в политические дивиденды. Экономическая стабильность уже привлекает иностранные инвестиции. Россия из просителя и должника снова становится сильным игроком в мировой политике.
И наконец, только что объявленные четыре социальные программы (а это 500 млрд. руб. на предстоящие два года) свидетельствуют о том, что, похоже, найден разумный баланс между либеральной и социальной политикой. Власть дает понять: мы думаем не только о своих льготах и мигалках, но и о народе.
Однако на пути этой денежной реки есть глубокие овраги.
Бюрократический капитализм
ОПАСНОСТЬ высоких социальных затрат в том, что они не результат здорового экономического роста. Социальная "манна небесная" льется из нефтяного ведра. Российский капитал продолжает паразитировать на дряхлеющем индустриальном наследии СССР. По оценке экспертов из Группы стратегических исследований Высшей школы бизнеса МГУ, лишь 5% наших предпринимателей внедряют научно-технические достижения. На приватизированных заводах и фабриках продолжают крутиться построенные еще в хрущевско-брежневские времена станки. Средства производства выбывают в 10 раз быстрее, чем обновляются. А между тем в Японии и Корее, где нет ни нефти, ни газа, ВВП растет вдвое быстрее, чем у нас. Причина успеха "азиатских тигров" в том, что там национальная буржуазия вкладывает огромные деньги в новые технологии, оборудование, исследования. Китай и Греция за последние годы в три раза увеличили расходы на модернизацию. Что будет, когда цены на нефть и газ упадут, а на наших заводах будут крутиться дедовские станки?
За последние 5 лет Россия, слава богу, избавилась от олигархического хомута. Но беспредельное десятилетие оставило опасное наследие - коррумпированную, алчную бюрократию. У нас вся новая элита с олигархическим душком. А снижение темпов экономического роста в последние два года свидетельствует о том, что бюрократический хомут трет шею сильнее. Беда даже не в количестве чиновников. Во Франции, Германии, Бельгии на 1000 населения чиновников значительно больше, чем у нас. Беда - в особенностях российского капитализма и российской бюрократии.
В последнее время все труднее разобраться, где кончается государственный сектор, а где начинается частный. По сути дела, у нас укореняется "бюрократический капитализм". У нас многие чиновники находятся одновременно и на службе государства и занимаются своим бизнесом. Это дает возможность фактически бесконтрольно переносить из государственного кармана в свой личный столько денег, сколько позволяет совесть. Или ее отсутствие. Количество миллионов, выведенных за границу, и особняков, принадлежащих крупным госслужащим в ближайшем Подмосковье, говорит о том, что чиновничья совесть позволяет многое.
При этом личный успех чиновника никак не связан с успехом государства. Коррупционный доход обеспечивает его на всю жизнь независимо ни от темпов роста ВВП, ни от инфляции.
О пользе воровства
В ЕВРОПЕ чиновник, пойманный на взятке, лишается не только своего места, но и пенсии. У нас же круговая порука номенклатуры позволяет избежать наказания. Во многих странах действует закон о конфискации имущества. У нас же всякая попытка прижучить вороватых столоначальников кончается ничем. Где Антикоррупционный комитет, созданный в 2000 году? Где многочисленные попытки добиться того, чтобы чиновники перед вступлением в должность декларировали свое состояние? Где операция "чистые руки", наподобие той, что была проведена в Италии? Безнаказанность порождает цинизм. В чиновничьей среде ходит анекдот по поводу скорого принятия закона "О пользе воровства". Шутят: в Госдуме он пройдет сразу в трех чтениях.
В МВД России прямо говорят: мы знаем всех коррумпированных чиновников, номера "тайных" счетов за границей, схемы увода капиталов. Готовы передать дела в Генпрокуратуру. Но пока это только слова. Похоже, везде есть соратники по "денежному кровообращению".
Стыдно признавать, но наших вороватых начальников берут за шкирку только за границей. Впрочем, последний случай с Адамовым и с дочерью П. Бородина многих напугал. Говорят, что некоторые крупные министерские работники, собиравшиеся провести Рождество за границей, сдали билеты.
Как сделать так, чтобы выделенные на социальные проекты миллиарды не превратились в новые элитные дачи, офшорные счета, яхты и молодых любовниц для вороватых чиновников?
России нужен настоящий, живой, а не бюрократический капитализм. Капитализм, который работает не на обогащение новой номенклатуры, а на развитие страны и нации. Нужно мощное антибюрократическое и антикоррупционное наступление! Люди надеются, что у высшего руководства страны на это хватит воли, что "путинский прорыв" произойдет! И не будет как при Горбачеве - "время упущенных возможностей".