Примерное время чтения: 4 минуты
198

Есть ли клюква в морсе?

ПРОИЗВОДИТЕЛИ морсов в аннотации уверяют, что они сделаны из натурального сока по старинным русским рецептам. Я все равно сомневаюсь, что это продукт целебный. Да и откуда взять столько клюквы?
Л. З о с и м о в а, Ржев, Тверская обл.

ПО СЛОВАРЮ Даля мы решили узнать, что же такое морс? Оказывается - ягодный или плодовый сок. О добавках воды и сахара ни слова. Согласно стандартам фруктовые напитки должны содержать от 10% чистого сока. Это и указано производителями, клюквенные напитки которых стоят в супермаркетах. Серию "Чудо-ягода" производит ООО "Фруктовые реки" (Москва), а "Клюквенный морс "Я" - ОАО "Лебедянский".

Рецепт "Чудо-ягоды": сахар, вода, сок, ароматизатор. У "Я" присутствуют еще лимонная кислота и "ароматизатор, идентичный натуральному". Консервация достигается стерилизацией.

- Зачем, - спрашиваю я у директора по связям с общественностью ОАО "Лебедянский" Александра Костикова, - ароматизаторы?

- Такова рецептура. Они помогают сохранить аромат свежих ягод.

- А где вы берете столько чистого клюквенного сока?

- Покупаем ежегодно более 100 тонн у поставщиков в Вологодской области в концентрированном виде.

- Клюквы в наших лесах - завались!- уверяет генеральный директор ООО "Вологодская ягода" Андрей Петухов. Ее биологические запасы - 48 тысяч тонн. Заготовители выбирают лишь 7 тысяч тонн за сезон. Сок делаем на уникальном оборудовании. Влага выпаривается при температуре 57 градусов.

Все производители делают морсы из сока концентрированного, то есть доведенного до состояния пюре. Концентрируют его, потому что так удобнее хранить, транспортировать и разводить до нужной концентрации водой в заводских условиях. Кстати, целебной клюкву делает витамин С, который, к сожалению, начинает разрушаться уже при температуре 60 градусов. Промышленный морс стерилизуется весь. О количестве оставшихся витаминов или добавленных заново производители не сообщают, скорее всего, потому, что сообщить нечего. На наш взгляд, завышена и стоимость напитка. Стоимость литра жидкости, большую часть которой составляет вода, - около 50 рублей, в то время как 100%-ный сок стоит в среднем вполовину дешевле. Считать клюкву дорогой, экзотической ягодой нельзя, ведь ее цена на столичных рынках в сезон сбора - 40 руб. за 1 кг. Продают ее потом круглый год, так как ягода хорошо хранится. Поэтому рецепт от "АиФ" прост. Делайте для любимых чад морс сами. Раздавленные ягоды вместе со шкурками (всего-то полстакана) залейте не очень горячим сахарным сиропом (в стакане воды варят стакан сахара). Эту заготовку хранят в холодильнике. По мере надобности ее добавляют в кипяченую воду, получая напиток моментально. Клюква в домашнем рецепте сохраняет все свои целебные свойства.

Мнения специалистов

Далеко ходить не надо

КОММЕНТИРУЕТ директор по качеству ОАО "Лебедянский" Ирина БРАЖНИКОВА:

- КОНЕЧНО, никто не спорит: морс, приготовленный самостоятельно из свежих ягод по бабушкиному рецепту, - самый лучший и вкусный. Но давайте будем реалистами - среднестатистическому городскому жителю некогда ни бродить по лесу, ни делать морс.

Морсы в упаковке, которые продаются в магазинах, - в принципе разумная и достойная альтернатива. Например, морс "Я" готовится из сока ягод, собранных в экологически чистых районах севера России, и артезианской воды. Сертификат международной системы качества ISO-9001 гарантирует чистоту и качество продукта, а технология асептического розлива обеспечивает длительный срок хранения морса. Вопреки распространенному заблуждению, щадящая стерилизация не убивает витамины, а сохраняет их практически полностью. Кроме того, ассортимент морсов "Я" весьма широк. Потребителям предлагается не только клюквенный, но и клюквенно-земляничный, брусничный, морс из клюквы и черноплодной рябины, а также ягодный - с соком клюквы, ежевики, черники и голубики.

Думайте сами

- ЧТО касается "магазинных" сокосодержащих напитков, - говорят ведущие научные сотрудники лаборатории аналитических методов исследования пищевых продуктов Института питания РАМН, - то через наши лаборатории сегодня проходят сотни наименований. Из каждой сотни мы выбраковываем в среднем два. Тенденция положительная - похоже, до производителей доходит истина: лучше тратиться на контроль за продукцией, чем потом разоряться на штрафах. Это с одной стороны. С другой - если уж человек делает что-то (тот же морс) для себя и своей семьи, то, наверно, он постарается, чтобы все получилось вкусным, полезным и безопасным. А главное - каждый ведь исходит из своих возможностей: по карману ему покупать морс или выгоднее пойти собрать ягоду и "произвести все" в домашних условиях. Так что каждый решает сам...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно