Примерное время чтения: 14 минут
326

Символы эпохи СССР захвачены за гроши!

ШОКОЛАДНЫЕ "Мишки", липкие "Му-му", шипучий "Буратино"... Вот он - вкус, знакомый с детства. Не говоря уже о "Жигулевском", "Столичной" и валидоле - есть что вспомнить! А знаете ли вы, сколько стоят эти ностальгические названия? Нет, не продукты, а сами имена! Миллионы долларов! И за них сейчас идет настоящая драка.

В СССР не очень-то заботились о том, кому будут принадлежать торговые марки (или, как их теперь модно называть, бренды). Разве что о регистрации за рубежом. Кстати, именно из-за скандала с регистрацией у заграничного варианта "Жигулей" появилось другое имя "Лада" - так звали дочь тогдашнего гендиректора ВАЗа.

БОЛЬШИНСТВО товарных знаков (кроме, пожалуй, водки, но о ней разговор особый) вообще не были ни на кого зарегистрированы. В СССР их производили несколько предприятий и не ссорились.

В общей сложности таких брендов (когда товар с одним названием делали разные производители) было штук 200. Три десятка заводов плавили сырки "Янтарь" и "Дружба", в каждом городе был свой "Детский мир" (кстати, сегодня слова "Детский мир" тоже приватизировали).

Когда в 1992 году был принят закон о товарных знаках, приватизация брендов прошла по принципу "кто первый встал, того и тапки". Взять то, что плохо лежит, стоило копейки (пошлина за регистрацию товарного знака составляла всего 60 руб.).

Все водочные марки успела схватить одна компания и требует с заводов деньги за разрешение производить водку под таким названием. Один из самых популярных брендов - "Прима" - принадлежит ассоциации "Табакпром" (24 фабрикам, производящим 80% сигарет). Чтобы получить право на производство "Примы", надо заплатить ассоциации. Бренд "Ява" вместе с заводом приобрела British American Tobacco.

А печенье "Юбилейное"вместе с фабрикой "Большевик" купил "Danone". Так что теперь "Юбилейное" - французский бренд.

В пищевой отрасли все знаки разделены между производителями. Кто подсуетился, тот и стал обладателем. Ну а что же те, кто не успел? По-разному: кто-то стал платить за использование марки, кто-то придумал для своих товаров новые названия. Но многие не смирились.

В 1992 г. Самарский пивоваренный завод (ныне компания "Жигулевское пиво") зарегистрировал товарный знак "Жигулевское". Но пиво под таким же названием варили еще с десяток российских заводов. Они запротестовали. После множества судов и апелляций в конце прошлого года Роспатент разрешил всем желающим производить такое пиво.

"Жигулевское" мстит

В ОТВЕТ самарцы предприняли атаку на другие старые советские знаки. "Мы подавали в суд возражения против регистрации брендов "Прима", "Белочка", "Мишка на Севере", "Снежок" и др., - говорит начальник юридического отдела компании Галина Соколова. - Мы хотели доказать, что Роспатент в одинаковых случаях принимает диаметрально противоположные решения. Те знаки он зарегистрировал, а наш почему-то сделал общественным".

Уголь тлеет. Табачные фирмы из Оренбурга готовы судиться по поводу монополизации "Примы". В Ставропольском крае недовольны приватизацией советских кондитерских марок, в Волгоградской области - монополизацией водочных брендов.

Конфликт выходит за пределы России. Например, винная марка "Монастырская изба" зарегистрирована разными компаниями в нескольких странах СНГ. У конфет "Гусиные лапки" и карамели "Снежок" хозяева есть и в России, и на Украине.

С водкой тоже не все в порядке. За названия "Столичная", "Московская" и др. бились две конторы - "Союзплодимпорт" и "Союзплодоимпорт" (названия отличаются одной буквой в середине). Первая - старая советская, водочные марки были зарегистрированы на нее как раз для выхода на заграничный рынок. После перестройки она стала частной. Вторая фирма - молодое казенное предприятие при Минсельхозе. Оно в итоге и победило, и водочные бренды вроде как достались государству. Но это только внутри России. На зарубежных рынках имена нашей водки до сих пор принадлежат прежнему владельцу - частной фирме "Союзплодимпорт", сокращенно S.P.I. "Stolichnaya", поступающая за границу, производится на принадлежащем S.P.I. рижском заводе Latvijas Balzams. Наших на Запад не пускают. Они судятся.

Время от времени раздаются голоса с требованием вернуть "народные" бренды государству. "Если бы табачные марки принадлежали России и производители платили бы государству за использование бренда, бюджет ежегодно получал бы около 1,2 млрд. рублей, - считает начальник отдела по борьбе с преступлениями в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции МВД России Игорь Королев. - А сейчас их присвоили заграничные корпорации".

Государству привет!

ИСТОРИЯ показывает, что большого толка от государства как от собственника и управленца нет. В N 30 "АиФ" уже писал о том, что от деятельности "Союзплодоимпорта", насобиравшего водочные марки, нам, простым гражданам, ни холодно ни жарко: доходов от этого бюджет еще не видел. Вместо миллионов он пока зарабатывает тысячи, и те тратит "на собственные нужды". Но, между прочим, продолжает "собирать марки". Несколько месяцев назад получил "в подарок" товарный знак "Советское шампанское" (его в России выпускает более 30 предприятий, и теперь каждое обязано отдавать казенному предприятию с каждой бутылки по 80 коп.).

"Бизнес-сообщество тревожится, - комментирует Владимир Мещеряков, зам. начальника отдела юридической фирмы "Городисский и Партнеры", - в уставе "Союзплодоимпорта" идет речь о том, что это предприятие может распоряжаться не только водочными, но и табачными, и кондитерскими советскими товарными знаками".

В приватной беседе эксперты намекали, что таким образом нынешние государственные чиновники, не успевшие принять участие в приватизации, пытаются переделить собственность в свою пользу.

Пару лет назад Роспатент взялся было бороться за наведение порядка с советским наследством. Но потом махнул рукой и даже не откликнулся на просьбу "АиФ" прокомментировать ситуацию. Так что проблема остается неурегулированной. И войны будут продолжаться. Как долго? Доколь останутся живы те, кто еще помнит шоколадные "Мишки", липкие "Му-му", шипучий "Буратино"...

Вероника СИВКОВА

Кому все досталось

ПРИВАТИЗАЦИЯ начиналась под лозунгом "Раздать собственность народу!". В результате все, чем жила страна, вся ее история и славные имена, сосредоточилось в руках нескольких "лучших представителей" народа.

ИМЕНА нефтяных хозяев стране известны. Черную металлургию поделили "Северсталь" (А. Мордашев), "Магнитка" (основной пакет контролирует руководство комбината во главе с В. Рашниковым) и Новолипецкий меткомбинат (В. Лисин).

Две трети российских цветных металлов уходит за границу. 80% мощностей по производству алюминия принадлежат "Русскому алюминию" (руководит О. Дерипаска, половина акций контролируется структурами, близкими к Р. Абрамовичу). Оставшиеся 20% - за СУАЛом, где хозяин В. Вексельберг. Производством никеля и платиноидов занимается "Норильский никель" (В. Потанин и М. Прохоров).

Детище того же В. Потанина - концерн "Силовые машины" - лидер и в машиностроении. Гигант "Уралмаш" (а также "Ижорские заводы") достался К. Бендукидзе.

Последним из неподеленных природных богатств в России остался лес. В последние годы интерес к нему проявляет г-н Дерипаска.

Что касается символов России - меха и икры - здесь полный развал. В лучшие времена в стране производилось более 10 млн. шкурок норки. Сегодня - чуть более 3 млн. Еле живущие 40 российских зверохозяйств дышат на ладан. По икре Россию тоже отодвинули. Отрасль расхватали браконьеры. Крупнейшим легальным производителем черной икры в России является астраханское ОАО "Русская икра" (один из хозяев - В. Чалов, друг и. о. астраханского губернатора).

Как утверждает академик Дмитрий Львов, 85% россиян владеют 7% национального богатства, а в руках небольшой группы олигархов (а их порядка 1500 человек, что составляет 0,00001% от всего населения России) сосредоточено более половины богатства России.


Что продадут в 2005 году?

АвтоВАЗ - 2,05%.
Ульяновский автозавод - 7,3%.
"МиГ" - РосТ - 49%.
"Магнитка" - 17,84%.
Гостиница "Жемчужина"
(Сочи) -
49%.
Черкизовский мясокомбинат - 13,24%.
1-й Московский часовой завод - 30%.
Ульяновский авиапромышленный
комплекс "Авиастар" - "Ан-204" -
7,3%.
Московский завод "Вымпел" -
орбитально-пилотируемые комплексы -
20%.
Московский жировой комбинат -
маргарин и майонез "Столичный" -
24%.
ОАО Центральный телеграф - 21,78%.

Мнения экспертов

Поздно пить "Боржоми"

АУДИТОР Счетной палаты РФ Владимир ИГНАТОВ:

- ГОСУДАРСТВО через ваучеры частично раздало всю собственность в руки трудовых коллективов. К сожалению, они оказались к этому не готовы. В итоге акции оказались скуплены.

Сегодня очень многие предприятия имеют запутанную историю приватизации. Но они в данный момент находятся в руках у добросовестных покупателей, которые эффективно ими управляют. Приведу пример - в свое время Советский Союз заплатил итальянцам за строительство завода по производству холодильников "Стинол" 180 млн. долл., а приватизирован он был всего за 18 млн. долл. Новый хозяин - Новолипецкий меткомбинат - через некоторое время продал "Стинол" итальянскому концерну "Мерлони" за 119 млн. долл. Так что сейчас там другой хозяин, вполне добросовестный, который заплатил за завод приличные деньги. Какие к нему могут быть претензии?

Грабиловка!

ЛИДЕР КПРФ Геннадий ЗЮГАНОВ:

- ПРИВАТИЗАЦИИ у нас не было, а была грабиловка всего и вся, что досталось от тысячелетней истории страны. Предприятия были распроданы по цене менее 3% от реальной стоимости. Приватизация предполагает гарантии, что новый собственник - государство ли, частник ли - будет более эффективен, чем прежний. В той же Франции перед приватизацией приезжает комиссия и назначает реальную цену. Затем проводится аукцион, покупатель должен доказать, что его деньги не грязные. Он дает обязательства, что в ближайшие годы покажет более высокие результаты: не справится - придется собственность вернуть. Ни один из этих элементов не был соблюден в нашей приватизации.

Все равно избавимся!

РУКОВОДИТЕЛЬ департамента Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Иван АКСЕНОВ:

- СОБСТВЕННОСТЬ должна находиться у государства ровно в той степени, чтобы это позволяло оберегать стратегические интересы страны, ее безопасность и т. д. Государство также должно сохранить за собой то, в чем частник не заинтересован, - школы, крупные больницы. От остального же необходимо избавиться - в любом случае частник справится с управлением лучше.

Насчет того, что в свое время было разбазарено все лучшее, чем мы гордились... Наверное, можно было сделать все по-другому. Но что сейчас об этом говорить? Главное - не повторять ошибки прошлых лет. Кстати, сейчас, параллельно с приватизацией, государство пытается вернуть то, что было неразумно распродано в прошлые годы. Если это было сделано незаконно, если есть хоть какие-то зацепки, чтобы отсудить такую собственность, - государство обязательно использует эту возможность. Например, правительство вернуло 5% акций "АЛРОСА" (алмазодобывающая компания), которыми распоряжался фонд военнослужащих "Гарантия".


"АиФ" решил узнать, что стало с теми людьми, которые своими руками и талантом создавали символы эпохи. Как они живут и чем занимаются? Стали ли они богаты?

Автомат и водка

ПОСЛЕДНИЕ 50 лет "калашников" популярнее кока-колы. Он изображен даже на гербе африканского Мозамбика. А его изобретатель Михаил Калашников работает в Ижевске главным конструктором на оборонном заводе "Ижмаш".

Легендарное оружие Калашников придумал во время войны, когда лежал в госпитале после ранения. "Наш солдат академий не кончал, поэтому главное требование было - простота и надежность, - вспоминает Михаил Калашников. - Помню, как к нам на испытания приехал тогдашний секретарь ЦК Устинов, а с ним главком Ракетных войск стратегического назначения Толубко. На конкурсе было два автомата: мой и Константинова. Толубко пострелял и говорит: "Мне ваш не нравится, будем принимать на вооружение константиновский". Я отвечаю: "Не вам решать, а солдату". Это непросто было - сказать такое высокому начальству".

За 50 лет во всем мире произведено около 100 миллионов АК-47. В отличие от большинства советских изобретателей он сумел запатентовать свое произведение. В прошлом году он продал имя немецкой фирме "MMI". В их планах - производство алкогольных коктейлей "Калашников", джипов "Калашников", часов и лосьонов для бритья "Калашников". Говорят, за это конструктору пообещали треть от прибыли. В этом году имя автора знаменитого оружия захотели купить британцы. Они решили назвать так водку. "В 90-е годы ко мне обращались с предложением продать мое имя американцы, - рассказывает Калашников. - Но тогда я посчитал это предательством Родины и отказался. От предложения назвать водку в честь меня я тоже долго отказывался, но потом мне сказали, что она будет, как автомат, - простой и надежной. И я согласился. Мне хочется, чтобы оружие осталось только в музее".

Мина в часах

КОГДА в середине 80-х упал "железный занавес", слава о знаменитых "Командирских" часах, сделанных на оборонном заводе по производству часового механизма для мин, пошла по всему миру. Проворные итальянцы скупали их в Союзе, а потом втридорога продавали в Европе. Американцы были настолько поражены надежностью и точностью "Командирских", что всех солдат, участвовавших в операции "Буря в пустыне", оснастили этими часами. Чистопольский часовой завод изготовил для них специальную партию в 40 тысяч штук.

Один из разработчиков легенды - Валентина Белова, начальник бюро внешнего оформления - и по сей день живет в Чистополе (Татарстан). К небольшому дому (квартиру ей так и не дали) ведет размытая дождями дорога. Валентина живет скромно на пенсию в 2400 рублей. Муж парализован. Денег на лекарства не хватает.

"Часы мы разрабатывали в жутком цейтноте, - вспоминает Валентина Федоровна. - Шутка ли! Ведь приказал их сделать сам маршал Малиновский. Часы должны были быть самыми точными, потому что на войне нужна пунктуальность, и самыми прочными. В новинку был циферблат со светящимися цифрами. Но главная изюминка - стопорный механизм, или, другими словами, секундомер. (Говорят, разработать его помогли чертежи механизмов, применяемых в военных минах.) Наша группа работала над оформлением корпуса. Мы предложили более полусотни вариантов. Больше всего министру понравился вариант со звездой на циферблате в круглом корпусе. За это нас поощрили премией в 50 рублей. Колоссальные деньги - почти ползарплаты. Кажется, еще портрет на Доску почета повесили. Кстати, для американцев мы сделали новый рисунок: скрещенные сабли на фоне пальмы и американского флага".

До конца 80-х годов разработчики знаменитых часов получали надбавку к зарплате за свое творение. Но потом платить ее перестали...

25 рублей за сырок

- НЕ НАЗЫВАЙТЕ наш сыр сырком, пожалуйста, - просит Евгения Скакунова.

Евгения Дмитриевна - одна из "родителей" знаменитого плавленого сыра "Дружба". В этом году ее детищу исполнилось ровно 40 лет. Знаменитой закуске будет даже установлен памятник в Москве. А вот памятник его создателям - ныне покойному руководителю лаборатории Московского объединения "Молоко" Марии Кулешовой и зам. начальника сыродельческого отдела Мясмолпрома Евгении Скакуновой поставить и не думают.

"Сейчас плавят не обычные сыры, а специальные. Но тогда мы этого не знали. Магазины присылали нам помятые головки простого сыра, и мы его нагревали, - рассказывает Евгения Дмитриевна. - Вкус получался откровенно простоватый. Что делать? Брали другие сорта, смешивали - снова неудача. И вот как-то нам прислали благородные сыры: "Костромской", "Голландский" и др. Мы смешали их в чане, попробовали... Вроде что-то вырисовывается. Положили еще, потом добавили сливки, масло, молоко..."

За "Дружбу" Евгения Дмитриевна получила премию - 25 рублей. И больше ни копейки. Сейчас ее сыр принадлежит московскому заводу "Карат" .

"Мы тогда и не думали, что должны быть богатыми, - говорит Евгения Дмитриевна. - Спроси меня, сколько, к примеру, можно попросить у новых хозяев за сыр? А я и не знаю. А от советской собственности мне достался один ваучер. Я терпела-терпела и, когда он уже совсем обесценился, продала. Купила мороженое и съела за 3 минуты. Вот и все..."

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно