Примерное время чтения: 4 минуты
130

Последний бой. Бессмысленный и беспощадный

ЗА ПОСЛЕДНИЙ месяц по стране прокатилась волна рабочих выступлений.

Санкт-Петербург

ПЕРВОЙ ласточкой стал Ломоносовский фарфоровый завод. В прошлом году заводом заинтересовались американцы. В течение нескольких месяцев они на бирже приобретали акции мелких держателей: сотрудников завода и других. Пока не скупили 60%. После чего захотели вступить в свои права. Трудовой коллектив, который сам же выпустил акции из рук, взбунтовался. Дело дошло до суда. Петербургский арбитражный суд обнаружил при приватизации завода (которая состоялась 10 лет назад) нарушения. И под этим предлогом отменил приватизацию завода, вернув его в собственность государству. Американцы, выложившие за акции деньги, остались ни с чем.

Выборг

ПОХОЖАЯ история произошла в Выборге - на целлюлозно-бумажном комбинате (ЦБК). Впрочем, там вообще все закончилось стрельбой и ранеными. С оружием пролетариата в руках (булыжниками и железяками) рабочие защищали предприятие от спецназовцев отряда "Тайфун" и восьми судебных приставов. Приставы должны были передать предприятие законному владельцу - британской фирме Alcem UK.

До этого рабочие во главе с профкомом полтора года не допускали законных хозяев до

управления предприятием. В начале 1998 года тогдашние хозяева предприятия, киприоты, объявили о предстоящем сокращении персонала. Это и положило начало конфликту. На предприятии был создан стачечный комитет, избран "народный директор". Весной этого года намучившиеся киприоты продали непокорное предприятие Alcem UK.

История эта, кстати, несмотря на пролитую кровь, до сих пор не закончилась. Судебные приставы, взяв комбинат, ушли. А спустя какое-то время рабочие снова выгнали хозяев. Мотивируя тем, что судебные разбирательства по предприятию еще не закончены.

Новокузнецк

НА КУЗНЕЦКОМ металлургическом комбинате до крови не дошло только благодаря вмешательству губернатора области Амана Тулеева. Суть конфликта там заключалась в том, что московская финансовая компания МИКОМ довела предприятие до банкротства и готовила его к продаже. Чтобы заручиться поддержкой трудового коллектива, рабочим была обещана часть акций. Поэтому коллектив стоял насмерть, не допуская на предприятие нового управляющего, назначенного арбитражным судом.

Чтобы усмирить страсти, Тулеев лично приехал на КМК. Пообещал, что в ближайшее время власти помогут углем, газом, порожняком и ферромарганцем. А также мазутом и бензином. Рабочим пообещали повысить зарплату и регулярно ее выплачивать.

Кто разбудил призрак коммунизма

ГЕННАДИЙ Зюганов так откликнулся на эту рабочую инициативу: "Если подобного рода явления будут продолжаться, коммунисты призовут всех рабочих взять под охрану свои предприятия и распоряжаться ими самостоятельно".

Можно себе представить, сколько сторонников найдется у этой идеи. Приватизация не нашла отклика в сердцах россиян. По данным социологических опросов, 65% россиян считают, что результаты приватизации должны быть пересмотрены. Не хотят пересмотра всего лишь 11%.

По данным Мингосимущества, у нас более половины предприятий приватизировано с мелкими нарушениями. Издержки приватизации, мошенничество с собственностью - благодатная почва для того, чтобы рабочие посчитали, что и они вправе начать новый передел собственности. Пусть даже просто захватив предприятие и провозгласив себя собственниками. Рабочие подчас даже не подозревают, что стали орудием в чужих руках. Попросту говоря, в руках конкурентов нынешних хозяев.

Трудовые коллективы вряд ли смогут управлять этими гигантами. В силу сложности производства, сбыта, финансов. Стачком Выборгского ЦБК утверждает, что, после того как предприятие стало "народным", было восстановлено производство, начали выплачиваться зарплаты рабочим. На самом деле предприятие жило за чужой счет: комбинат не платил ни за сырье, ни налоги в бюджет.

И последнее. События показали, что государственная машина оказывается бессильна против взбунтовавшихся рабочих. Власть либо пассивно наблюдает за тем, как разворачиваются события, либо бездумно применяет силу, доводя дело до кровопролития. Единственный пример цивилизованного разрешения конфликта - Кузнецкий металлургический. Губернатора Тулеева привели к власти шахтеры. Наверно, поэтому он единственный из наших правящих точно знает, что нужно трудовому люду и что такое русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно