Примерное время чтения: 6 минут
312

Авторитарный либерализм неизбежен?

ЭТИМ летом аналитическая программа "Постскриптум" отметила свое шестилетие, а ее автор - политолог Алексей ПУШКОВ - отпраздновал 50-летний юбилей. Вскоре после этого он поделился с "АиФ" своими взглядами на то, что происходит в России и у ее границ.

- ТРАГЕДИЯ в североосетинском Беслане отодвинула на второй план конфликт в Южной Осетии. Между тем он, похоже, еще далек от окончания. На кону кусок земли или что-то большее?

- Происходящее в Закавказье - часть долгосрочных последствий распада советской империи. Посмотрите: Югославия, в которую вошли осколки Австро-Венгрии, распавшейся в 1918 году, переустраивается до сих пор. Абхазия, Осетия, Крым... В Киеве было серьезное опасение, что Россия начнет агрессивно играть на отделение Крыма. Но этого не произошло.

- Получается, агрессивную политику Россия избрала в отношении Абхазии и Южной Осетии?

- Дело не в агрессивности. Эти республики не хотят быть частью Грузии. Когда Союз распался, они сразу же обособились.

В международном праве есть два конфликтующих принципа: территориальной целостности и права на национальное самоопределение. На деле проблема решается так: если нацменьшинство готово отстаивать свою независимость ценой собственной крови и имеет сильного покровителя, например США, то международное сообщество на определенном этапе может признать его право на самоопределение. В противном случае подтверждает территориальную целостность. В итоге... кто решительнее и сильнее, тот и побеждает.

В Закавказье борьба идет не просто за кусок земли. Речь о том, кто на постсоветском пространстве будет определять, как пойдет вторая волна распада советской империи - будет ли Россия контролировать этот процесс или же ей станут навязывать решения извне, как в 90-е годы? При этом не нужно забывать, что Россия в 90-х сама стояла на пороге распада. Когда Путин начал войну против чеченского сепаратизма, который пытался распространиться на соседние республики (вспомните вторжение в Дагестан), он прежде всего исходил из того, что вторая волна распада СССР не должна захлестнуть и раздробить саму Россию. "Волна" не схлынула до сих пор. Недавний захват школы в Беслане, очевидно, был направлен на то, чтобы взорвать хрупкий мир между Северной Осетией и Ингушетией, а также показать, что федеральная власть не контролирует ситуацию в регионе.

"Не дрейфь, Майкл!"

КОНЕЧНО, для Грузии воссоединение с автономиями - тоже одна из проблем сохранения государственности. Но при этом Саакашвили словно забыл, что главное - это возрождать экономику, бороться с бедностью. А он отвлекает сограждан от этих проблем тем, что во всех бедах обвиняет "внешнего врага" - Россию.

- Тем не менее получается, что Абхазия и Южная Осетия - принципиальный вопрос и для Грузии, и для России. Дальше - большая война?

- Саакашвили уверен, что США помогут ему вернуть территории, в том числе и силой. Неофициально американские силовики и "ястребы", видимо, сказали: "Не дрейфь, Майкл! Давай пожестче, поддержим, если что..." Я бы на месте "Майкла" не переоценивал их поддержку. Для США сейчас главное - Ирак, а не Грузия.

Политика России сегодня тоже вынужденно противоречива. Мы не можем игнорировать конфликт на пограничных территориях, которые населены к тому же российскими гражданами, не можем отвернуться от них. Но мы не можем и открыто поддержать курс Абхазии и Южной Осетии на самоопределение. Нам сразу же ткнут пальцем в Чечню. Надо, чтобы в Чечне окончательно потерпел поражение сепаратизм и наступил мир. До этого у России связаны руки.

Не исключено, что в будущем по времени могут совпасть три события: признание независимости Косова, замирение Чечни и референдум в Абхазии и Осетии по поводу статуса этих территорий. Вопрос о судьбе Косова уже практически решен. При попустительстве американцев и европейцев оттуда выгоняют последних сербов.

Цена рывка

- АЛЕКСЕЙ Константинович, ваша программа отражает разные точки зрения. Она оказалась чуть ли не самой "отмороженной" среди аналитических программ российского ТВ, где в последнее время редко решаются обсуждать "демократичность" или "авторитарность" власти. Кстати, что делать тем, кто уже стал "жертвой авторитаризма"? В жертвы себя записывают сторонники и СПС, и "Яблока", и, похоже, КПРФ. Что делать тем, кто голосовал за "Единую Россию", у которой, как выяснилось, "главные избиратели" на работу ездят в Кремль и Белый дом?

- Когда говорят об авторитаризме, повторяют как заклинание слово "силовики". Но помимо силовиков в системе власти сегодня немало либерал-реформаторов. Реформаторы занимают все экономические позиции: Илларионов, Шувалов, Греф, Жуков, Кудрин. Третья составляющая властной пирамиды - "старокремлевцы", люди волошинской школы, пришедшие еще при Ельцине.

Получается, власть достаточно плюралистична.

Что касается "Единой России", она представляет интересы нового бюрократическо-предпринимательского класса. У него есть один объединяющий интерес: эти люди не хотят, чтобы что-то радикально менялось. Нынешние стабильность и экономический рост их устраивают. Одни хотят сохранить свое положение, другие - свои деньги. Нынешняя власть дает им такую возможность.

Да, минимизация демократии налицо. Но есть точка зрения: либеральные реформы нельзя осуществить в условиях необузданной демократии. Более того, развитая демократия может появиться только в результате реформ. При Ельцине у нас не вышло ни подлинной демократии, ни реального рывка. Из этого многие сделали вывод, что в стране неизбежен период "авторитарного либерализма". Иначе рывок невозможен.

- А как нынешняя ситуация скажется на самом президенте? Насколько устойчива такая система?

- Главная угроза для путинской системы сейчас исходит из Чечни. В остальном эта система, как мне кажется, достаточно устойчива. Главное, сейчас у нас нет противоборства правых и левых, скрытой гражданской войны. Правое движение в той форме, в которой оно существовало, себя изжило. А позиции коммунистов сильно подорваны.

Путин создал мощный центр, куда вошли политики и левого, и правого толка. Может ли эта система рухнуть? Вряд ли. Особенно если к очередным выборам будет если не решена полностью, то хотя бы смягчена чеченская проблема, ограничен терроризм, а большинство жителей России будут жить лучше, чем живут сейчас. Тогда и "Единой России" избиратели простят всю ее убогость. В крайнем случае она расколется на две части: социал-демократическую и правоцентристскую. Но это и будет шаг к становлению нормальной для развитых стран двухпартийной системы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно