В "АиФ" N 35 наш корреспондент рассказал о путешествии на прародину шаманизма - остров Ольхон на Байкале. Предлагаем продолжение.
МОЛОДОЙ шаман Валентин Хагдаев показал мне свою руку с шестью пальцами: большой палец на правой кисти раздвоен и с двумя ногтями. В медицине это анатомическая аномалия, а по бурятскому поверью - отметина духов. "Я избранный, - сказал он, - но лишь посредник, "связной".
ПО ЕГО словам, связь с потусторонним миром ощущается особенно сильно, когда он бывает на Ольхоне. Однажды Хагдаев решил "освятить" местный краеведческий музей и едва не потерял самообладание. Его привел в замешательство дух предшественницы - шаманки Одэгон, умершей в позапрошлом веке.
Дух в музее
МИСТИКА началась вскоре после того, как археологи передали музею личные вещи шаманки, оставшиеся после ритуального сожжения тела, - браслеты, кольца, трубку, прибор для связи с "тем" миром, зеркала для отражения зла и т. п. По поверью, пользоваться предметами древних шаманов - большой риск, в том числе и для "посвященных". Поэтому к витрине, где были разложены вещи Одэгон, Хагдаев приблизился с опаской. "И вдруг, - рассказывает очевидец, директор музея Капитолина Литвинова, - у него глаза расширились от страха! Весь побледнел и кричит заикаясь: "Дух шаманки здесь!"
Оказалось, что, когда шаман воздел свою "отмеченную" руку над витриной и пропел заклинание, вещи под стеклом перемешались! Позже другой шаман сказал: "Не стоило этого делать. Он хотел помериться с Одэгон силой, и она показала ему, что сильней". А один из посетителей музея, представившись "целителем", попросил наконечник стрелы из витрины и вызывал дух Одэгон на святом для бурятов мысе Бурхан. По его рассказу, Одэгон явилась в белых одеждах и поведала знаками, что хочет, чтобы в жертву ей принесли барана. А затем была страшная ночь - жуткая гроза и ливень после ясного дня.
По Ольхону пополз слух: "Дух шаманки потревожили". А кассир музея рассказала: "Моя дочь и ее подруги тоже осенью в час ночи призрака видели. Девушки гуляли - видят, незнакомая женщина сидит на крыльце, склонив голову. Похихикали и подошли. А та встала и молча скрылась в музее". "Я и сама однажды видела нечто странное, - говорит Литвинова. - Сижу в музее днем, читаю книгу, и вдруг - мелькнул силуэт в рост человека. Такое как бы эфирное существо. Поднялась - никого. И в то лето я еще дважды ту же картину видела". Шаманы принесли духу Одэгон молочную жертву - побрызгали по обычаю молоком вокруг витрины, а директору посоветовали делать так же самой (как в блюдце наливают еду для змеи или кошки), но та "пока забывает".
На Ольхоне есть понятие "духи водят": то есть человека, оставшегося в одиночестве на окраине поселка, могут попутать предки тех, кто жил на острове. 5-летний Вова так и потерялся: пошел с дедом-бурятом пасти баранов и не вернулся. Нашли на девятый день: Вова шел под дождем в легкой одежде, но оказался здоров и даже не чихнул. А на вопрос "Где был?" ответил: "Я не мерз и не голодал, а ходил с чужим дедушкой. Он обо мне заботился, мы искали моего дедушку". "Мой отец Николай Ревякин (местный учитель, основатель музея. - Авт.), - вспоминает Литвинова, - тоже встречался с духами: заночевал в лесу у костра, и те его будили: лишь уснет, слышит голос: "Тебе здесь не место!" И так до рассвета".
Пророк Байкала
КРОМЕ шаманов на остров, который называют энергетическим сердцем Азии, приезжают представители сект, жаждущие пообщаться с космосом, - например, "учения Рейки", после знакомства с которым, по одной из версий, шагнул из окна солист "Иванушек Интернэшнл" Игорь Сорин. Адепты "Рейки", предварительно "поработав" на Алтае, поселились на метеостанции и обхаживали сотрудников музея. А еще вербовали туристок в "жрицы служения красного и оранжевого луча" и проводили на Бурхане мистерии посвящения. Себя они называли "физиками из Москвы" и "энергетиками". Плата за "семинары" исчислялась круглыми суммами, а в Москве гуру "рейковцев" теперь разъезжают на лимузинах.
"11 тысяч лет назад, - убеждали они бурят, - у вас тут, на Байкале, жила древняя цивилизация Гилл-Лосс, которая переселилась под землю. А мы - ее преемники". "Там, внизу, кипит жизнь, - учат "рейковцы". - Слышен шум городов, гул транспорта. Приложите ухо к земле, и вы услышите сами". При этом сектанты с подозрительной настойчивостью повторяют, что "подводная цивилизация" просит ученых прекратить исследовательские работы по глубинному бурению на севере Байкала, и даже называют в своих проповедях точные координаты района, в котором бурение нежелательно. "Иначе, - предупреждают они, - Ольхон уйдет под воду, как Атлантида. А всех бурят переселят на чужбину".
Эта часть сектантской "страшилки" схожа с предсказанием местного пророка и юродивого Варнашки, жившего близ Ольхона в XIX веке. Варнашка ходил от улуса к улусу и предрекал будущее, за что его гнали и забрасывали камнями. Он предсказал падение на азиатском материке "красной империи", а также напророчил "огненную войну", после которой выживут люди ростом с локоть, добычу со дна Байкала "черного золота", затем - осушение и перекачку воды из моря-озера в искусственную котловину, заселение его берегов иноземцами (но не русскими) и прочее.
Недавно на Ольхоне поставили православную церквушку. До этого русские там могли молиться лишь у себя дома. Буряты-шаманы отнеслись к храму с сочувствием. "Пусть здесь растут все цветы!" - сказал мне старейшина Владимир Буинов. "Но только не "неошаманы"-сектанты, - прибавил Хагдаев. - Это лжецы!"
Однако шаманы ревниво относятся к случаям, когда приезжие миссионеры наглеют, оскверняя их святыни. Свидетелем такого "религиозного конфликта" стал заведующий отделом науки Прибайкальского национального парка Виталий Рябцев.
"Как-то вечером я остановился под горой и вдруг вижу - на фоне неба на вершине деревянный черный крест на металлических растяжках 6 метров высотой. Пропорции явно латинские. Кто установил, Бог знает!.. Пять лет шаманы терпели и переписывались с ламами, но решили крест снести. Поручили дело лесничему, а он нашел бригаду работяг. "Случайно" там оказался и я с группой венгров-католиков... Глядим, какие-то люди у креста возятся. Заработала бензопила. Крест свалили (на глазах у венгров). И не просто так, а распилили на 7 частей, сожгли в семи кострах и побрызгали молочной самогонкой. Но, едва мы спустились вниз, задул страшный байкальский ветер - сарма. И так задул, что сломались стойки и порвался брезент у палатки венг-ров. А рабочие на "УАЗе" на обратном пути перевернулись".
...По преданию, могущественный род ольхонских шаманов произошел от орла, превратившегося в человека. Уезжая с острова, я пришел на шаманскую поляну, которую облюбовали "братья-сектанты", выложившие в траве круги из крашеных камешков. Среди поляны стоит бурятский памятный столб - обо, по обычаю обвязанный тряпочками. На берегу, если подняться на гору, видна маковка церкви. Над лесом парит орел... Все цветы растут в колыбели шаманов.