ГОСДУМА приняла в первом чтении закон о новом порядке избрания глав российских регионов. Можно не сомневаться - примет и во втором. В итоге - вертикаль власти будет отстроена и усилена окончательно. Что при этом происходит в регионах? Какие планы вынашивают в Кремле по реформированию системы власти? Понятно, что там не хотят выглядеть пугалом для всей Европы, но и порядок в экономике, политике и безопасности стал для страны насущной потребностью. Попробуем разобраться.
ВЛАСТЬ, похоже, очень хочет избавить страну от разного рода выборных потрясений. В первую очередь - четко структурировать всю палитру политических взглядов, представленных в Госдуме. Сегодня более-менее ясную идеологию имеет только КПРФ. С ней понятно. Незанятыми остаются 2-3 ниши.
Социал-демократы. Их представители в Думе должны отстаивать интересы госсектора, при комфортных условиях для малого и среднего бизнеса. Здесь сильно влияние социальной составляющей.
Центристы. Государство через налоги и законодательство только дирижирует экономическими процессами.
Правые. Государство вообще не вмешивается в экономические процессы.
По замыслу, избиратели должны будут выбирать не личностей, а идеологию. Исходя из этого посыла, Кремль инициировал выборы в Госдуму только по партийной системе. Их результат и должен стать ориентиром - чего хочет население.
Следующая ступень - законодательные собрания. На первый взгляд их роль уменьшается, что видно из нашего екатеринбургского репортажа (см. с. 8). Но в Кремле думают по-другому, иначе не доверили бы местным депутатам утверждать кандидатуру губернатора. Основная же задача Заксобрания - утверждать бюджет, находить источники его финансирования. До сих пор первую скрипку в этих вопросах часто играл губернатор. При этом депутаты его побаивались, а вот мэры областных центров конфликтовали - их часто не пускали "рулить" городским хозяйством. Из этой повсеместной ругани даже возникла идея о том, чтобы уже губернаторы назначали послушных мэров. Но этот номер не пройдет. Оказывается, мэры находятся под защитой Совета Европы. Если в России откажутся от их избрания, то Россию из СЕ исключат.
Поэтому задача Кремля - провести и на этом уровне понятное разделение ответственности. Мэры будут отвечать за ЖКХ, транспорт, учителей, врачей и тому подобное. А губернатор станет фигурой чисто политической. В его компетенции будет безопасность региона, отслеживание роста социальной напряженности, взаимодействие всех силовых структур.
СЛЕДУЮЩИЙ шаг - к укрупнению регионов. Сегодня считается, что управлять тремя десятками субъектов Федерации легче, чем 89. Но этот процесс, как говорится, не педалируется. Желание к объединению должно созреть. Так что на этом уровне - региональном - все как будто бы понятно. А "наверху"?
Теперь, начиная с губернаторского уровня, президент отвечает за все. Отвечает, назначая или предлагая к назначению всех влиятельных госдеятелей (см. список).
Специалисты высказывают мнения, что процесс "ужесточения" если и необходим сегодня, то должен стать лишь "переходным". Он продлится лет 10-15 и сам по себе отомрет, когда жизнь в стране заметно стабилизируется. Но период этот должен быть обозначен уже сегодня.
Президент предлагает или утверждает:
Бунтари боятся роспуска. А зря
ЗА ПОСЛЕДНИЕ недели в обществе серьезно обсуждают предложения В. Путина не избирать, а назначать губернаторов. По стране прошли митинги как сторонников, так и противников этой инициативы. Законодательные собрания всех российских регионов подготовили свои заключения. Так положено по Конституции, поскольку речь идет о предмете совместного ведения. И здесь начались неожиданности.
Первым "взбрыкнул" Татарстан. За ним - Чувашия, Астрахань... Основное недовольство - из-за неминуемого роспуска Заксобрания в случае несогласия с предложенной кандидатурой.
Казалось, положение партии власти в регионах должно пошатнуться повсеместно. Но этого не произошло. На выборах в Читинскую областную думу "Единая Россия" получила 20 из 42 мест.
Но даже меньшинство бывает влиятельным. На выборах в Законодательное собрание Иркутской области "ЕР" получила лишь 30% голосов по партспискам. Тем не менее, по словам замруководителя ЦИК "ЕР" В. Мединского, все 42 депутата Заксобрания единогласно избрали спикером "единоросса".
На сегодня сторонники президента от "Единой России" составляют большинство не только в Госдуме, но и в законодательных собраниях. В Башкирии, например, 98 депутатов из 120. Таких регионов, кстати, около 20. Еще около 40, где у "ЕР" - равное представительство с другими партиями. Это - с учетом одномандатников. У остальных - меньше трети. Все они - потенциальные кандидаты на роспуск и перед страной замаячит призрак большого сумасшедшего дома? Нежелательно. На этот случай, как говорят, подготовлен план.
Его цель в том, чтобы свести на нет обвинения в желании отстроить централизованное государство. Во время второго чтения Дума, скорее всего, примет поправку, вводящую порядок согласования кандидатуры губернатора между местной Думой и президентом или запрещающую президенту распускать законодательные собрания. Останется уже существующая норма проводить такую процедуру через суд. Спор будет улаживаться согласительной комиссией в Совете Федерации.
Так что революции не будет. Харизматические лидеры Поволжья с предлагаемой схемой ознакомлены. Процесс пошел. И на фоне грязи и скандалов президентских выборов в США и Украине он кажется вполне цивилизованным.
Екатеринбург: чиновники справятся сами?
"ВЗЯЛ над подъездом шефство" - гласили ошметки рекламного плакатика местного депутата в лифте многоэтажки на окраине Екатеринбурга. - "Будем работать вместе..." Но ободранные стены предлагали обычный в таких случаях набор народных комментариев типа "все зае...ло". А в подъезде заметно пахло - мочой.
"Я ЧТО думаю, - делился идеями Серега, небритый водила ржавой "копейки", - президент будет назначать губеров. И правильно! А депутатов надо вообще разогнать. Они же проедают мильонов пять рублей в год... А толку от них?"
С Серегой не согласен замдиректора Института философии и права Уральского отделения РАН К. Киселев: "Это будет торжество Садового кольца и настоящее убийство - региональной политики, экономики и гражданских свобод".
Да и депутаты явно не готовы согласиться с никчемностью собственного существования, в которой почему-то уверено большинство граждан. "Да, главный вопрос для Заксобрания - бюджет, - рассказывает член СПС К. Карякин. - Если ситуацию доводить до абсурда, то депутатов, конечно, можно собирать за четыре года пять раз: утвердить губернатора и проголосовать за четыре годовых бюджета, которые подготовит областное правительство..."
Тем временем 49 депутатов двух палат областного парламента "проедают" в год не "пять Серегиных мильонов", а все 135.
В нижней - 28 депутатов. Они избираются по партийным спискам. Со всеми премиями и надбавками у них выходит около 40 тыс. руб. в месяц. Еще столько же полагается на оплату труда помощников. Плюс почти по тысяче рублей в месяц на мобильную связь. К лету им дают отпускные и "лечебные" - получается далеко за 100 тыс. на то, чтобы отдохнуть от забот. У глав комитетов, фракций, председателя палаты и его заместителей - персональные машины.
Верхняя палата формируется из 21 одномандатника. Зарплата им, правда, не положена. Но областной закон позволяет совмещать депутатство с основной работой. Большинство - директора уральских заводов, авторитетные бизнесмены, представители крупных финансово-промышленных групп. Например, холдинга "СУАЛ", которому в регионе принадлежат несколько предприятий. Возглавляет холдинг миллиардер В. Вексельберг.
Так чьи интересы на самом деле отстаивают депутаты? Почему принимаемые ими законы позволяют обогащаться единицам, в то время как большинство сограждан "болтается" где-то вокруг черты бедности?
Но это, как говорится, грехи молодости. Сегодня очевидно другое: работы у региональных депутатов стало меньше. Поменялись и задачи. Похоже, измениться скоро должны будут и сами региональные парламенты.
М. Леонтьев: "Мешки с голосами"
Слышал, как сокрушались представители власти, что оппозиция не прошла выборы. Это откровенное лицемерие! Откуда ей взяться, если ее открыто "топят". А ведь без оппозиции демократическая страна не может жить.
Читатель
- Я ЭТОГО пафоса не разделяю. Никто "правых" (или как их принято называть - либералов-западников) не топил. Их утопила сама жизнь. Им отказал электорат, на который они делали ставку, - средний бизнес. С "Яблоком" другая история. Партия не виновата, что их основной электорат - постсоветская интеллигенция - превратился в "бюджетников". Оказалось, что "бюджетники" голосуют совсем не так, как "интеллигенция", даже если это одни и те же люди. Что же касается коммунистов, то это - партия политической и идеологической резервации.
Правый элемент (национальный и консервативный) содержит в себе "Единая Россия". Но она слабо структурирована и скорее представляет просто мешок с голосами. И во многом потому, что у нее нет конкурентов.
То, что происходит в России, - это крах политической ельцинской системы. На месте этого краха должна возникнуть новая система. Президент вряд ли может быть президентом одной партии. Если возникнут силы, которые будут представлять крупные, социальные слои, то ни один российский президент не сможет с ними не считаться. Но только должны появиться серьезные партии, представляющие средний бизнес, городские низы, военно-промышленный комплекс, а не маргиналы, вскормленные в интеллектуальных салонах, или на курсах по подготовке "настоящих" демократов. Но это надо отстроить. Нужно не создавать искусственно "правых", а сделать так, чтобы, например, влиятельная респектабельная левоцентристская партия создала конкурирующую альтернативу, которую будут принимать в Кремле на равных. В этом случае "Единая Россия" вынуждена будет ловить мышей. Нельзя жить и управлять страной без политической системы.