ВОТ уже несколько недель жуткое слово "менингит" является одним из наиболее употребляемых в Волгограде. "У нас тут эпидемия", - говорят теперь гостям вместо приветствия.
ПЕРВЫЕ пациенты с симптомами менингита (сильная головная боль, рвота, высокая температура) появились в волгоградских больницах еще в конце июля. Но только 16 августа после патологоанатомического вскрытия трупа одного из умерших был поставлен первый официальный диагноз - серозный (то есть вирусный, а не бактериальный) менингит. Вскоре эпидемия уже вовсю бушевала в Волгограде, городе-спутнике Волжском и трех прилегающих к ним сельских районах - Городищенском, Светлоярском и Среднеахтубинском. В первых числах сентября руководство облздрава прервало молчание и громогласно призвало граждан спасаться. К этому времени граждане и сами начали понимать, что дело плохо. Однако не подозревали, насколько.
С первых дней начала эпидемии врачей смущали некоторые странности в симптоматике и течении болезни, а самое главное - им никак не удавалось установить происхождение вируса и пути его передачи.
Лишь на минувшей неделе из Москвы, куда были отправлены пробы спинномозговой жидкости больных, поступило сообщение о том, что в 10 пробах (из 50) обнаружен положительный результат к абровирусу так называемой лихорадки Западного Нила, вызывающему менингоэнцефалит.
Смертоносные комары
"НИЛЬСКАЯ" версия объясняет одну важную особенность наблюдаемой в Волгограде эпидемии - отсутствие случаев заражения людей, контактировавших с заболевшими. Абровирус диковинной лихорадки действительно передается только комарами и никогда не переходит от человека к человеку.
Народная молва говорит о шестидесяти с гаком умерших от менингита. В печати называются цифры от 6 до 40, но в настоящий момент большинство врачей сходится на 32 погибших. Причина - невозможность всегда точно поставить диагноз. Из 588 больных, обратившихся за помощью с признаками менингизма, диагноз "менингит" (он же, видимо, и лихорадка) поставлен только у 150. В 320 случаях врачи так и не смогли пока определить недуг.
Как бы то ни было, ясно, что таинственная эпидемия пошла на спад. Возможно, причиной тому - исчезновение комаров вследствие резкого похолодания, наступившего на Нижней Волге. Во всяком случае среднесуточное количество выявленных больных с подозрениями на менингит сократилось с сорока (в пик эпидемии) до девяти человек. На очистных сооружениях Волгограда продолжается гиперхлорирование питьевой воды, в которой теоретически может находиться вирус.
Болезнь не вызвала в Волгограде настоящей паники. Видимо, эпидемию в сознании волгоградцев просто потеснили война в Дагестане (куда отправились местный ОМОН и воинские части, расквартированные в городе), угроза терактов и, наконец, кампания по выборам мэра. Последняя как раз в тревожные недели приобрела невиданные здесь ранее размах и грязноту. Как видно, перед чудесами современных предвыборных технологий пасует даже менингит.
Откуда зараза?
САМЫЙ большой природный очаг этого заболевания находится в дельте Нила - заболоченные места, где много птиц и комаров. Именно водоплавающие и околоводные птицы (утки, цапли, бакланы) являются "резервуаром" для вируса, а переносят его главным образом комары. В Египте лихорадка Западного Нила считается детской болезнью, более 90% взрослых египтян уже имеют иммунитет к этому вирусу. Во всех остальных регионах страдают чаще взрослые.
Этот вирус циркулирует во всей Африке, в Азии, на юге Европы (включая Венгрию, Чехию, Румынию). Во Франции, например, лихорадка Западного Нила известна под названием "утиная лихорадка".
Восприимчивость людей к этому заболеванию высокая. Инкубационный период составляет от 2 до 8 дней. На территории России распространена в южных районах, до Нижнего Поволжья. В зависимости от климатических условий большинство случаев заболевания отмечаются с мая - июня по август - сентябрь.
Вирус Западного Нила по своей структуре и биологическим свойствам близок к вирусам японского энцефалита, желтой лихорадки, лихорадки Сан Луи, клещевого энцефалита. Для того чтобы твердо и официально подтвердить, что эпидемия в Волгограде вызвана именно вирусом Западного Нила, специалистам Института вирусологии понадобится как минимум еще неделя...
О. И.