В ОДНОМ из прошлых номеров "АиФ", после того как случилась бесланская трагедия, была опубликована статья "Дырявая граница". В ней владикавказский таксист рассказал автору, что за взятку через любой пост, даже пограничный, пройдет кто угодно с каким угодно грузом. Начальник Северо-Кавказского регионального пограничного управления ФСБ РФ Н. Лисинский отреагировал на публикацию письмом, в котором заявил, что вверенные ему подразделения, в частности, охраняющие границу на российско-грузинском участке, службу несут доблестно и честно. Чтобы убедиться в этом лично, в Северную Осетию поехал наш корреспондент.
Покинуть родину за 20 минут
РАЗГОВОРЫ о мздоимстве российских "погранцов" начинаются еще в такси по дороге от аэропорта.
Все таксисты, соглашающиеся довезти от Владикавказа до южноосетинского города Цхинвали, твердят о "лютующих пограничниках", добавляя к основной стоимости путешествия несколько сотен рублей "на взятки".
Покупаю пять бутылок водки и отправляюсь по указанному маршруту. На пропускном пункте Нижний Зарамаг с российской стороны проезда ждут всего несколько машин. Солдатик с автоматом, придирчиво всмотревшись в мою русскую физиономию, игнорирует предложенные деньги. Бросив скучающий взгляд на пакет с алкоголем, он пропускает такси почти без досмотра. "Водка? Да у нас тут грузовики с сотнями литров спирта в потайных баках проходят. Их ловим. А тут - пять бутылок. Официально можно провозить два литра. У тебя два с половиной. Если пристану - ты поллитру выпьешь". Железная логика. На паспортном контроле также никаких проблем. Общее время пересечения госграницы - 20 минут.
Обратно на родину следую на "газели" в компании нескольких осетин. Задние ряды сидений сняты, и все забито ржавыми водопроводными батареями. Машин перед воротами КПП опять нет, лишь сзади плетется длиннющая фура с прицепом. Бодрый солдатик утыкается лучом фонарика в металлолом, сложенный в машине: "Что это?" Хозяин батарей терпеливо объясняет. Солдатик, приказав ждать, бежит к грузовику. О чем-то спорит с водителем, забирает у него стопку каких-то бумаг, быстро заглядывает в прицеп и... отпускает фуру восвояси. Нас же еще 40 минут пытаются убедить в том, что батареи осетин провозит в Россию для продажи. "Дэнег нэ дам!" - упирается наш попутчик. Судя по всему, досматривать "газель" никто не собирается. На этот раз преодоление границы заняло около полутора часов. Тоже бесплатно. Водитель нашей "газели" объясняет: "Если бы везли коммерческий груз - точно бы не отпустили. Тебе надо поговорить с шоферами грузовиков".
Эскорт за 6000 руб.
НА СТОЯНКЕ грузовых машин во Владикавказе стоит только произнести слово "граница", как собравшиеся в кружок водители наперебой начинают рассказывать: "Когда везем из Грузии или Южной Осетии товар - яблоки, мандарины или еще что, надо перейти границу как можно быстрее. Иначе груз испортится. Можно взять в сопровождение самих пограничников. Такса - 5-6 тыс. руб.".
Недавно возглавивший местный погранотряд полковник А. Прокошин искренне удивляется: "На пункте пропуска в общей сложности работают семь различных госструктур: и пограничники, и таможня, и российская транспортная инспекция и т. д. И все одеты в камуфляжную форму. А валят все на солдата, который открывает и закрывает ворота. Получается, кто взял деньги? Пограничник. Возможно, издержки есть. Но обвинять всех скопом нельзя".
Пограничник - первый официальный представитель российской власти на границе. Он охраняет нас с вами, в частности от террористов, которых на Кавказе немало. Прикинься любой из них коммерсантом, заплати "по таксе" и езжай с вооруженным до зубов отрядом захватывать очередную школу?
Такую картину рисуют "дальнобойщики". Это они говорят про "зеленые" в фуражке. Но давайте вспомним, сколько сотен миллионов долларов потеряли те же дальнобойщики-спиртовозы, когда "зеленые фуражки" остановили потоки спирта со всего мира, что текли через Грузию в Россию? Только в Беслане работали 6 поточных линий по разливу, 24 тыс. бутылок водки в час - каждая. Вместе с тем проблема есть. Как есть проблема и открытых всем ветрам границ, скажем, в Казахстане. Так что феномен "зеленого взяточничества" нужно решать не латанием дыр, а госпрограммой укрепления всей границы. Пусть она продлится хоть 10 лет. Но пока будет на границе даже один открытый метр, терроризм в России побежден не будет.