ПОХОЖЕ, в Кремле все больше осознают, что ориентация на Запад, ставшая основой внешней политики при Б. Ельцине, себя не оправдывает. А президент Путин избавился от многих иллюзий в отношении США и Западной Европы. Об этом свидетельствует дипломатическая активность России за последние полгода: визиты В. Путина в Китай, Индию, Турцию и Казахстан, российско-иранские переговоры по торгово-экономическому сотрудничеству. И вот Москву с первым визитом посетил президент Сирии Башар Асад.
КОГДА-ТО Сирия считалась стратегическим форпостом СССР в противостоянии с США и Израилем. За десятки лет сотрудничества в Москве обучалось более 100 тыс. сирийцев, включая покойного президента Хафеза Асада, отца нынешнего руководителя. Визит Б. Асада должен стать настоящим прорывом в российско-сирийских торгово-экономических отношениях. В его портфеле - проекты создания совместных предприятий на сотни миллионов долларов.
Сторонники прозападной ориентации России недоумевают: зачем, мол, развивать отношения с Востоком, если наша торговля в основном ориентирована на Запад? Именно туда мы гоним газ, нефть, сталь, взамен получая машины, компьютеры, бытовую технику и пр. Проблема в том, что если так будет продолжаться и дальше, то о развитии ВПК, энергетики, ракетно-космической отрасли нам придется забыть. Для этого необходимы крупные экспортные контракты. Продвижение НАТО в Восточной Европе сузило для России рынки сбыта оружия, оборудования для строительства электростанций, в том числе атомных. И только страны Востока готовы принимать нас с распростертыми объятиями. Самый яркий пример - строительство российскими специалистами АЭС в Иране.
И Сирия, и Иран много лет закупали российское оружие и готовы делать это и дальше. Единственный порт на Средиземном море, куда еще могут заходить для ремонта российские корабли, - это сирийский порт Тартус. "После того как мы потеряли Ирак, Сирия - наш последний форпост на Ближнем Востоке", - убежден посол РФ в Сирии Р. Маркарян.
Сирия и Иран, как известно, причислены Вашингтоном к "оси зла". Регулярно, примерно раз в квартал, кто-то из американских политиков выступает с угрозами в их адрес. Так, накануне инаугурации президент Дж. Буш заявил о возможности военной акции против Ирана, если тот не прекратит разработку ядерной программы. Учитывая печальный опыт Ирака, чьи войска оказались бессильными перед американской мощью, Тегеран вряд ли откажется от соблазна достроить свою атомную бомбу, если такая программа действительно реализуется. Почему, говорят в Иране, ядерное оружие позволительно иметь Израилю, Пакистану, Индии, а нам нет?
Такие же угрозы раздаются и в адрес Сирии. Стоило израильским СМИ распустить слух о якобы готовящейся продаже российских ракет "Искандер", как тут же в Вашингтоне заявили, что не допустят изменения баланса сил на Ближнем Востоке. Но тревога была ложной. "Мы откровенно сказали сирийцам, что в мире возникла новая реалия, неприятная для всех. Ни одна страна в мире сейчас не может остановить США. Но надо иметь терпение и ждать, пока они сами не свернут себе шею, - заявил "АиФ" высокопоставленный российский чиновник, участвовавший в переговорах с сирийцами накануне визита Б. Асада. И добавил: - Именно поэтому в перечне документов, которые планируется подписать в ходе его визита, нет ни одного, связанного с поставками оружия". Да и нужно ли оно Сирии в нынешних условиях?
"Советское оружие действовало только в совокупности с советской внешней политикой, - сказал корреспонденту "АиФ" один из членов кабинета министров Сирии. - Современная Россия не может нам дать такую же защиту, какую предоставлял когда-то СССР. Мы понимаем это и не хотим, чтобы из-за нас Россия враждовала с США".
В том, что рано или поздно американцы "свернут себе шею", многие аналитики не сомневаются. Так уже было на Кубе, во Вьетнаме, в Иране. Неизвестно, смогут ли США расхлебать заваренную ими иракскую кашу. "Если сегодня в разряд неугодных США режимов попала Сирия, то завтра там может очутиться Франция, Турция или Россия, - сказал "АиФ" политолог А. Дугин. - Только совместными усилиями народы смогут остановить этот неоимпериализм, показавший, чего он стоит в Сербии, Афганистане и Ираке".