Примерное время чтения: 4 минуты
100

Эстрада: история болезней за 20 лет

ЭСТРАДА за последние двадцать лет прожила очень бурную жизнь. Но, "переболев" кучей болезней, популярная сцена выработала стойкий иммунитет и держится сегодня "бодрячком".

НАЧИНАЛОСЬ все заманчиво. На фоне чопорной эстрады бурный расцвет подпольного рок-н-ролла с подражанием закордонным "битлам" и "зеппелинам". И не важно, что в отличие от ВИА большинство рокеров не знало нот и посредственно владело инструментами, публика ломилась на их концерты не за этим. Крамольные, антисоветские, с точки зрения цензуры, тексты были притягательнее во сто крат, нежели виртуозное владение гитарой. "Об этом не пишут в газетах, и об этом молчит телеграф", - пел, не попадая в тональность, молодой Гребенщиков, лидер ленинградского "Аквариума".

Концерты другого форпоста рок-н-ролльного движения - московской "Машины времени" - представляли собой не менее непрофессиональное зрелище. Но поэзия Макаревича, замешенная на отечественных бардовских образах и взрывной западной эстетике, спетая под жужжащие электрогитары и барабаны, несла ту сокрушающую энергетику, за которой и шел зритель.

К середине девяностых к российскому року, базировавшемуся в основном на "смелых" текстах, интерес пропадает. Обо всех "ужасах", которыми рокеры 80-х пугали "румяных домохозяек", теперь можно было не только прочитать в газетах, но и увидеть их по телевизору. Это обстоятельство во многом и предопределило появление таких групп, как "Мумий Тролль",

которые, хоть и играли гитарную музыку, все же подавали ее в чисто "попсовой" эстетике. На смену "нечесаным" и "непромытым" рок-мэнам с их плакатно-агитационной лирикой пришло новое поколение лощеных унисекс-мальчиков, стильно стриженных и модно одетых, которые уже могли позволить себе записываться в Лондоне или в Нюрнберге. Их дворовая мелодика и вычурные тексты о "маниаках" и "красавицах, лишившихся своих чар" точно попали во время.

"Ласково-майщина"

ОДНАКО на другом конце эстрадного королевства в начале 80-х шла совсем иная жизнь. Безусловно, бал в нем правила Алла Пугачева. Она одной из первых эстрадных артисток стала экспериментировать с жанрами. Апофеозом этих музыкальных поисков стал двойной альбом "Как тревожен этот путь", записанный с рок-группой "Рецитал". А чуть позже певица напоет целый альбом песен Владимира Кузьмина, который по сути и завершит ее "рок-н-ролльный" этап. Далее начинается совсем иная Пугачева. Со своим "театром песни" примадонна выводит жанр эстрадного пения в полудраматическую область.

Где-то рядом с фигурой Аллы всегда маячила тень Софии Ротару. Но это уже было из области традиционной совковой эстрады с ее "парфюмерными" текстами и банальными ресторанными аранжировками. Просто Ротару своим незаурядным талантом делала из простеньких поп-шлягеров большие эстрадные произведения.

Немудрено, что две эти певицы не могли противостоять целой армии поп-кустарей, которые плодили в конце 80-х и начале 90-х "ласковые маи", "миражи" и других "маленьких принцев". Для входящих в моду дискотек, где крутили "Модерн Токинг", Сандру и прочих западных поп-богов, требовался отечественный аналог. Ушлые "композиторы" с двумя классами музыкального образования стали клепать нехитрый ширпотреб с танцевальным ритмом и пустыми словесными подкладками. Подобная продукция пользовалась просто фантастическим успехом, поэтому по стране разъезжали десять составов "ласковых маев" и "миражей" и нагло косили "капусту". Кстати, бывший администратор гостиницы, а ныне поп-звезда Татьяна Овсиенко тоже начинала музыкальную карьеру в группе "Мираж" с открывания рта под чужую фонограмму.

Все, как у НИХ

ТЕМ не менее нынешняя эстрада скроена по западным лекалам. И в смысле технического оснащения, и в плане организации труда. Инструменты, звукозаписывающая аппаратура, "библиотеки звуков" - почти то же самое, что и у НИХ (правда, еще не хватает мозгов всем этим правильно пользоваться).

У каждого приличного артиста есть свой продюсер, менеджер, гример, костюмер, пресс-секретарь. От НИХ мы отличаемся разве что гонорарами. Но на фоне беднеющей страны некоторые наши артисты чувствуют себя весьма неплохо. Однако все равно нет ни одного, который бы не жаловался на одну и ту же болезнь - "финансовую недостаточность".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно