БОЛЬШИНСТВО политиков стремятся использовать месяц, отделяющий страну от начала парламентской кампании, для решения стратегических и тактических проблем, среди которых важнейшую роль играет вопрос о союзниках. В завершающую стадию вступает процесс формирования блоков, определения их составов.
В то же время отмечается явное нарастание и иных признаков. Попытки Кремля сохранить под своим контролем ход и направление предвыборной борьбы натолкнулись на серьезные препятствия.
Кремль обостряет ситуацию
ОЦЕНИВАЯ ее, следует обратить внимание на три фактора.
Во-первых, Кремлю так и не удалось найти общий язык с Западом. Вспомним недавние демарши Москвы в Югославии, маневры "Запад-99", когда была имитирована атака ядерных бомбардировщиков на восточное побережье США. Западная, и прежде всего американская, политическая элита пришла к выводу, что российский президент может превратиться из партнера Запада в его потенциального противника.
По-видимому, не случайно западные политические круги и СМИ начали проявлять откровенную заинтересованность в разоблачении коррупции в окружении Ельцина. Скорее всего, по этой причине швейцарские правоохранительные структуры оказались вовлеченными в российскую внутриполитическую борьбу.
Во-вторых, очень заметно и резко понизился моральный уровень правящей верхушки. Будучи пойманы за руку, околокремлевские коррупционеры ведут себя на редкость неуклюже, демонстрируют поразительную толстокожесть и невольно компрометируют президента.
Обостряется ситуация вокруг Е. Строева. Против него уже в течение нескольких месяцев ведется "война компроматов", которая началась после того, как Кремлю не удалось добиться от Совета Федерации отставки Ю. Скуратова. Инициируя уход Строева с поста председателя верхней палаты, Кремль явно добивается получения позиционных преимуществ в борьбе за Генпрокуратуру.
Примечателен и тот факт, что накануне ухода в отпуск президент дал понять, что дни пребывания на посту близкого к премьеру министра юстиции П. Крашенинникова сочтены. Он дважды подвергнул последнего публичному разносу за бездействие в отношении КПРФ.
Показательно в этой ситуации общественное мнение. Похоже, что оно складывается крайне неблагоприятно для Кремля. И это в то время, когда социологические исследования показывают, что в обществе наблюдается рост интереса к политике.
В-третьих, еще одной брешью в позициях Кремля стала неконсолидированность государственного аппарата. Готовясь к атаке, от успеха которой зависит будущее самого Ельцина и его домочадцев, президентская "семья" действовала методами "чисток" и ротации своего окружения. Отбирались наиболее послушные и исполнительные чиновники. Освобождались те, кто отваживался "свое суждение иметь". Профессиональные же качества этих чиновников, как показала история с генеральным прокурором, явно уступают их умению "прислуживаться".
Так, фактически в подвешенном состоянии, например, оказалось даже второе лицо государства - С. Степашин. В частности, Кремль не счел нужным внятно отреагировать на слухи о том, что осенью премьер может быть отправлен в отставку.
Достаточно остро складываются отношения Кремля и с руководителями некоторых силовых структур, судьба которых остается пока неясной. В частности, уже в течение нескольких недель в Москве циркулируют слухи о возможной замене директора СВР В. Трубникова, тесно связанного с Е. Примаковым. Не исключают и серьезных перемен в руководстве Министерства обороны, в котором недавно обострилась борьба между министром И. Сергеевым и руководством Генштаба.
Издержки постоянной ротации кадров, ставшей для Кремля образом жизни, ведут к нарастающему ослаблению политических позиций Ельцина. Они плодят ряды оппозиции, недовольных президентом и его "семьей".
Атака против всех
В РЕЗУЛЬТАТЕ всех грубых и политически проигрышных действий Кремля сегодня в российской политической системе сложилась качественно новая ситуация. Ее основные черты заключаются в следующем.
Во-первых, существенно ослаблен политический фундамент президентской команды. Она получила натянутые, основанные на взаимном недоверии отношения практически со всеми сколь бы то ни было значимыми политическими и социально-экономическими группировками (президентская команда слишком пережала административные рычаги).
Во-вторых, вновь начав атаку одновременно на нескольких фронтах - против Строева, Лужкова, медиа-магната и председателя Российского еврейского конгресса Гусинского, Скуратова, руководства "Газпрома", оппозиции, Кремль "растянул линию фронта". Он явно переоценил свой политический потенциал, который в действительности является очень небольшим уже в силу отсутствия у Ельцина массовой политической базы.
В-третьих, фактически произошло заметное снижение авторитета власти президента. Кремль наглядно показал, что ставит групповые цели выше общественных. А значит, власть вот-вот утратит свой главный атрибут - способность легитимно применять силу. Нелегитимное же применение силы в любой момент может повлечь за собой непредсказуемые последствия для самой власти.
Таким образом, Кремлю пока не удалось решить свою основную политическую задачу в сфере партийного строительства - сформировать лояльную себе "партию власти". Многие аналитики, наблюдая процессы, идущие на правом фланге, высказывают предположение, что у Ельцина уже нет надежных союзников. При этом президентская команда с заметным подозрением и ревностью относится к попыткам правых объединиться самостоятельно и настаивает, чтобы любые объединения проходили под эгидой Кремля.
Вместе с неудачами в деле околокремлевского партстроительства рушится и кремлевская мечта о том, чтобы "выстроить" вокруг себя, как было в 1996 г., коалицию всех антикоммунистических сил.
В условиях растянутости линии конфликтов между Кремлем и другими элитными группами началось публичное формирование (пока во главе с Ю. Лужковым) мощной некоммунистической антикремлевской коалиции. Это обстоятельство, скорее всего, еще больше затруднит Кремлю решение задачи создания околокремлевской "партии власти", лояльной окружению президента.
* * *
Подводя итоги, следует в первую очередь отметить, что прошедшая неделя стала переломным моментом во взаимоотношениях двух ведущих команд на российской политической сцене. Б. Ельцин, разумеется, остается лидером государства. При этом Ю. Лужков вынужден брать на себя роль неформального лидера российской политической элиты в условиях переходного периода от ельцинской эпохи к постельцинской. Их конфликт, до этого развивавшийся сравнительно незаметно, проявился в открытой форме и стал достоянием гласности. А раскол внутри элиты может стать импульсом для начала поляризации и в широких слоях населения России.