НЕВЫНОСИМАЯ жара, духота... По подворью подмосковного монастыря медленно, словно сомнамбулы, бродят малочисленные туристы, изредка появляются монахи в рясах. И все с недоумением поглядывают на людей, которые на костылях и в инвалидных колясках карабкаются по высоким ступеням в бывшие царские хоромы. Каждый шаг - это борьба с собственным телом, но им не до жары. Многие из них потом, в те минуты, когда станет совсем невмоготу, закроют глаза и вспомнят эту поездку. И жизнь приобретет другие краски.
ЗА ГРАНИЦЕЙ инвалидов-колясочников можно встретить где угодно - в театре, музее, на стадионе, в вузе, на курортах и просто на улицах. Там они полноценные члены общества, которое всеми возможными способами старается облегчить их нелегкую жизнь. Им созданы условия для учебы и работы, общественные и государственные учреждения оборудованы специальными подъемниками, лестницами, лифтами для инвалидов. На забитых до отказа автомобильных парковках никому в голову не придет занять место, обозначенное инвалидным знаком. У нас инвалиды в больших количествах встречаются только на перекрестках, у подземок да на привокзальных площадях, где выпрашивают милостыню. На самом деле это только малая часть тех, от кого мы отгородились непробиваемой стеной равнодушия. И совсем не задумываемся о том, что любой из нас по нелепой случайности может оказаться на их месте. А требуется-то не так уж и много - проявить капельку внимания, иногда оказать помощь, которая не требует особых материальных и моральных затрат.
Еженедельник "Аргументы и факты" уже несколько лет подряд спонсирует туристические поездки инвалидной организации "Купина" из одного подмосковного городка, которые для инвалидов являются единственной возможностью встряхнуться, выбраться из узкого пространства, в котором они живут всю жизнь. Когда те впервые обратились в экскурсионные бюро, почти все им отказали, никто не хотел связываться с проблемными туристами, которые не могут без остановок ехать в автобусе дольше двух часов, требуют большего внимания и терпения, чем обычные люди. Такое отношение ни гнева, ни удивления у больных людей не вызвало, это стало привычным делом.
Понятно, что здоровому человеку общаться с физически неполноценными людьми морально тяжело. Даже матери детей-инвалидов, однажды придя в "Купину", от следующих посещений категорически отказываются - со своим горем они уже смирились, видеть и переживать боль других невыносимо. А руководитель организации Эмма Федоровна Сухарева, инвалид-опорник с детства (нарушения опорно-двигательного аппарата), напротив, всю жизнь общалась со здоровыми людьми, но, несмотря на прекрасные отношения с друзьями, чувствовала себя одинокой. Когда в 1988 году начали создаваться инвалидные общества, она познакомилась со своими коллегами по несчастью и поняла, что только люди с общими проблемами могут понять друг друга и научиться друг у друга тому, как выживать в этой жизни.
Есть чему поучиться у них любому из нас. Например, Оля и Ярослав Капитоновы, которые встретились в "Купине" и вскоре поженились. Она маленькая, хрупкая, инвалид с детства с детским церебральным параличом, ходит только с помощью двух костылей, он внешне здоров, стал инвалидом после черепно-мозговой травмы. Два с лишним года назад в этой семье родилась очаровательная, совершенно здоровая девочка Настенька. Простые обыватели возмущенно пожимают плечами, мол, смогут ли больные люди воспитать ребенка? А те безмерно счастливы: теперь у них есть смысл и стимул в жизни, и в своих силах они уверены. А Настя стала всеобщей любимицей в "Купине", особенно для тех, у кого уже никогда не будет своих детей или внуков.
По неофициальной статистике, суициды среди инвалидов случаются реже, чем среди здоровых людей. Обычно из жизни добровольно уходят те, кто превратился в инвалида из здорового человека. У больных с детства более стойкий иммунитет к жизни. У них совсем другие ценности - быть кому-то нужными, уметь дружить и любить, просто радоваться каждому прожитому дню. В здоровом мире на это дефицит.