Примерное время чтения: 6 минут
143

России "грозят" светлым будущим

НЕДАВНО опубликованное крупнейшей консалтинговой компанией мира McKinsey исследование по экономике России стало сенсацией. Это и понятно. Американцы пришли к неожиданному выводу, что мы уже сейчас в состоянии достичь темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) в 8% в год!

В ДОКЛАДЕ отмечается, что в отличие от нашей страны бывшие соцстраны (такие, как Венгрия и Польша), преодолев несколько лет спада, перешли к росту. Российская же экономика неуклонно катится вниз с 1992 г. За эти годы ВВП на душу населения упал на 40%. По сравнению с США он составляет лишь 15%. Уровень безработицы превысил 12% - для многих жизнь превратилась в сплошную борьбу за выживание.

И, несмотря на такую мрачную картину, авторы исследования приходят к неожиданному выводу о реальности стабильно высоких темпов роста ВВП. Но - при определенных условиях. Что ж, возможностей, как и несметных природных богатств, у России было всегда предостаточно. Но могла ли она их реализовать?

Итак, главное, что предлагается в докладе, - это отказ от государственной опеки и поддержки малоэффективных, "больных" предприятий в виде льготного налогообложения, низких цен на энергоносители и т. д. Они должны быть поставлены в равные условия с хорошо работающими предпринимателями.

Второе - коррупция. Сейчас "бал правит" чиновник - представитель власти. От него зависит, получит ли предприятие выгодный заказ, дадут ли ему налоговые льготы, снизят ли арендную плату за землю и т. д. и т. п., всего и не перечислишь. Авторы исследования считают, что нужно уничтожить саму основу для вмешательства властей в рыночные отношения. Чиновник должен служить предпринимателям, а не наоборот, как сейчас.

Мы попросили ряд российских и зарубежных экономистов прокомментировать выводы исследования McKinsey. Вот их мнения.

Евгений ЯСИН, бывший министр экономики, директор Экспертного института:

- Реальна или нереальна цифра 8%? Если брать темпы роста ВВП в 8% в течение нескольких лет подряд - это нереально. Скажем, на следующий год - это возможно. Но при одном условии.

В докладе сделан вывод, что главное препятствие для экономического роста - это неравенство условий для предприятий: одни ходят в любимчиках, получают льготы, не платят налоги и т. д. И, как правило, это неэффективный бизнес. Другие платят все налоги, не имеют льгот, и это как раз наиболее рентабельные предприятия.

Американские эксперты говорят: если вы эти препятствия уберете, то тогда будете иметь 8% роста. Но вся беда в том, что мы этого не можем сделать и, главное, не хотим. Эти правила игры устанавливаются властями, в основном местными. Заставьте г-на Лужкова, скажем, лишить субсидий из московского бюджета заводы "Москвич", ЗИЛ, другие предприятия.

Поэтому с нашей стороны нужно больше решимости в создании равных условий для всех, и тогда мы, может быть, получим хотя бы 3% роста.

Хотелось бы побыстрее перейти к нормальному рынку, как рекомендует "Маккинзи", но не получается: слишком много мы "наработали" во времена коммунистического рая.

Александр ЖУКОВ, председатель Комитета Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам:

- Я считаю, что это абсолютно реальные выводы. В докладе справедливо сказано, что главные наши беды в высоком уровне коррупции, которая не дает развиваться производству. Правильно и то, что у нас неравные условия для предпринимателей.

Если мы устраним хотя бы эти беды, то даже без привлечения больших инвестиций можно добиться 8%-ного роста. Американцы реально оценивают Россию как страну с огромным экономическим потенциалом, с квалифицированной рабочей силой, с большим будущим. Все дело в нас самих, в отсутствии политической воли. Надо перестать говорить о борьбе с коррупцией, а бороться с ней.

Алексей УЛЮКАЕВ, заместитель директора Института экономики переходного периода:

- Основной вывод доклада в принципе реалистичный, хотя цифра в 7, 8 или 9% непринципиальна.

Для этого необходимы по меньшей мере три условия. Первое: нормальный инвестиционный климат. В исследовании говорится, что экономический рост возможен даже без притока инвестиций. Считаю, что без них серьезного роста не будет. А инвестиции "пойдут" при изменении социально-политического климата. Нужно дееспособное государство, строгое исполнение законов и т. д. Когда у нас арбитраж принимает одно решение, а ОМОН с автоматами корректирует его - это нетерпимо.

Второе - проблема внешнего долга. Сейчас мы должны платить от 15 до 17 млрд. долга ежегодно. Это означает, что роста не может быть по определению. Без отсрочки выплаты внешнего долга его просто не добиться.

И третье: необходим ряд социальных преобразований, которые позволили бы нам обеспечить, например, мобильность рабочей силы.

Для этого надо изменить трудовое законодательство. Нынешний трудовой кодекс избыточно нас защищает, не позволяет когда угодно высвободить одних рабочих и принять других. Или возьмем жилье. Шахтер из Кемерова, у которого никогда на старом месте не будет работы, не может приехать в Подмосковье строить дороги и получать нормальные деньги, содержать семью. Он боится бросить свою единственную собственность - квартиру, зная, что здесь он не получит ничего.

Борис СЕРГЕЕВ, экономист:

- Думаю, что они здорово ошибаются. Потенциал России значительно больше. Почему? Сейчас, по общепринятой оценке, теневая экономика у нас составляет около 50% ВВП. Учитывается статистиками где-то чуть больше 25%.

Во-вторых, утекло из страны за годы реформ, по некоторым оценкам, от 200 до 450 млрд. долларов. Далеко не все эти деньги вложены в виллы, золото, вклады в банках и т. д. Они "убежали" от налогов и вложены в производство за рубежом. И сейчас на Россию работает огромный "поезд" предприятий в Европе, Америке, всякие "Мацетти" и "Фигетти". Поэтому если снять налоговые перегрузки, то "теневая" экономика (не преступная, а "теневая") перейдет из серого сектора в белый.

Сейчас помимо монополистов в Центре расплодились монополисты на региональном уровне. Ведь губернаторов надо кормить, у них ведь тоже предвыборные кампании. Вот они и отдают предпочтение "своим" предприятиям и за их счет подкармливаются.

Андрес ОСЛУНД, экономист, советник российского правительства в начале 90-х годов, бывший директор Стокгольмского института экономики Восточной Европы:

- Мой ответ - да, 8% роста - это реально. При трех условиях. Первое - налоговая реформа. Второе - ограничение государственного вмешательства в дела предприятий. И третье - собственность на землю, прежде всего даже не в сельском хозяйстве, а в городах.

Эксперты McKinsey убедительно доказывают, что реальный потенциал промышленности России намного выше. Говорят, что России не обойтись без внешних инвестиций. Но обычно требуется около двух лет мобилизации внутренних накоплений для оживления экономики, и лишь потом поступают кредиты из-за рубежа. Главное - направить в экономику сбережения россиян. А сейчас эти деньги из-за недоверия к банкам "убегают" из страны.

Исследование также показывает, что законодательная система не так уж важна для роста, как обычно считают: судьи не настолько сильны, чтобы помешать упрямому движению экономики вперед.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно