Примерное время чтения: 5 минут
80

Спорт XXI века

Смотрел по телевизору репортаж о подпольных боксерских поединках, где бойцы сражаются друг с другом до смерти. Удивляли и сами смертники, и зрители, которым ради этого пришлось расстаться с приличными деньгами. И это тоже называется спортом? Куда же мы катимся?!

О. А ф а н а с ь е в, С.-Петербург

Опасный

НЕ СЕКРЕТ, что жителям сытых и благополучных западных стран сегодня хронически недостает адреналина в крови. Скучная жизнь и отсутствие сильных переживаний оказываются своего рода кошмаром и приводят к депрессии, большому числу самоубийств и прочим бедам.

Одной из немногих лазеек в мир хоть каких-то эмоций остается спорт, причем чем он опаснее, кровавее, тем лучше. Вот почему, по прогнозам психологов, в ХХI веке наибольшую зрительскую аудиторию получат так называемые экстремальные виды. Игра со смертью, возможная гибель атлетов во время состязаний - все это уже было когда-то популярно: вспомним античных гладиаторов, рыцарские турниры средневековья и т. д. И такие "забавы" вполне могут вернуться.

Элементы риска введут в уже существующие "безобидные" дисциплины: скажем, боксерские бои будут проводиться на краю пропасти; захиревшее ныне фехтование станет боевым, и дуэль будет вестись до первой крови; гимнастические упражнения на кольцах, брусьях, перекладине будут проводиться на огромной высоте; плавание - в открытых водоемах с акулами и т. д. Развитие получат скалолазание без страховки, спуск на велосипеде по ледяному желобу и т. п. Возникнут и абсолютно новые виды - что-нибудь вроде "сплава" с вулкана по раскаленной лаве. Люди же, готовые выложить за "смертельные номера" большие деньги, наверняка найдутся.

Элитарный

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ запросы интеллектуальной элиты приведут к развитию наукоемких дисциплин и возможному сращиванию умственных и физических игр. Шахматы почти наверняка станут трехмерными; вслед за бриджем, уже вошедшим в программу олимпиад, официальный спортивный статус получат считающиеся пока азартными карточные игры (преферанс, белот); ну а по играм компьютерным чемпионаты мира проводятся уже сейчас. Симбиоз "тела и духа", возможно, даст жизнь таким смешанным видам, как "интеллектуально-борцовское" двоеборье, где соперники-борцы в первом раунде меряются силами на ковре, а во втором - обмениваются вопросами на эрудицию. Массовым такой спорт не будет, но своих поклонников неизбежно заимеет.

Развиваясь вместе с цивилизацией, спорт наверняка выйдет в космос. Гонки на звездолетах вокруг Земли или на луноходах меж лунных кратеров вполне возможны. С одним лишь условием - если это будет коммерчески выгодно. Спорт и коммерция будут связаны в грядущем веке еще теснее, чем сейчас.

Зрелищный

ПО МНЕНИЮ большинства специалистов в области истории физкультуры и спорта, выжить в ХХI веке смогут лишь зрелищные виды, в которые будут вкладываться огромные средства. Ведущую роль тут сыграет телевидение, диктующее моду в программах олимпиад и напрямую связанное с их коммерческим успехом. Тяжело придется дисциплинам, являющимся на нем редкими гостями в силу своей нетелегеничности (стрельба, фехтование, академическая гребля, хоккей на траве и т. д.). Соответствующим федерациям остается либо тихо "умереть", либо изобретать, как сделать свой вид более лакомым для телевизионщиков. Ради зрелищности изменят правила даже вполне популярных дисциплин. Наверняка увеличат размеры футбольных и хоккейных ворот, чтобы забивалось больше голов, а в баскетболе появятся дополнительные корзины, висящие на большей высоте и приносящие больше очков.

Женский

С ВОСЬМИДЕСЯТЫХ годов нашего века программа Олимпийских игр расширялась в основном за счет женских видов (синхронное плавание, художественная гимнастика) и освоения дамами мужских дисциплин (пятиборье, футбол, дзюдо). Заведующая кафедрой истории цивилизации, физкультуры и спорта Государственной академии физкультуры Наталья Мельникова полагает, что женская экспансия в спорте будет продолжаться. Диктуется это несколькими причинами. Во-первых, дает о себе знать эмансипация, нарастающее стремление слабого пола доказать, что он на самом деле не слабее. Во-вторых, женщины более восприимчивы ко всему новому и будут активнее "вторгаться в завтрашний день". В-третьих, этого потребует и коммерческий успех соревнований: мужчин, составляющих большую часть зрителей, зачастую привлекает не столько сама спортивная борьба, сколько красота и сексуальность участниц. (Взять хотя бы гимнастику, синхронное плавание, фигурное катание; не говоря уж о толпах поклонников на теннисных матчах Анны Курниковой!)

Таблеточный

ПРОБЛЕМА допинга в ХХI веке скорее всего сойдет на нет, но отнюдь не потому, что все атлеты поголовно начнут проявлять высокую сознательность. Просто его в конце концов узаконят!

- Применять разнообразные препараты все равно будут, - считает Мельникова. - Остановить это, к сожалению, нельзя. Если спортсмен стремится к золотой медали, он примет что угодно. К тому же атлет порой не знает, что пьет, - за него решают тренеры и врачи. Не случайно в последнее время попались на стимуляторах даже такие суперзвезды, как Мэрлин Отти, Лимфорд Кристи, Хавьер Сотомайор, которые и так побеждать умеют. Что же говорить об остальных! Вот и раздаются голоса, что человек хозяин своему организму и если гробит его запрещенными средствами ради сиюминутного успеха, то это его личное дело. Список объявленных вне закона препаратов предлагают резко сократить. Если до этого дойдет, идеалам спорта будет нанесен сокрушительный удар, а состязания по многим видам станут, к сожалению, соревнованиями фармакологических фирм.

Остается надеяться, что к середине нового века медицина сумеет выработать более безопасные рецепты наращивания мышц и снятия усталости и пресловутые таблетки будут не столь вредны.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно