Олимпиада в Афинах закончилась, Олимпийское движение продолжается. Какие проблемы высветил олимпийский огонь, зажженный в Афинах?
Об этом наша беседа с Михаилом ТИХОМИРОВЫМ - вице-президентом ОКР, председателем Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России.
- Михаил Иванович, вот ведь удивительный парадокс - уже много лет мы говорим о том, что спорт в нашей стране в плачевном состоянии, а тем ни менее результат олимпиады не самый плохой.
- Результат не просто неплохой, он замечательный! И высокая оценка итогов олимпиады Президентом нашей страны, действительно, заслуженная. Ведь посмотрите - по количеству спортсменов наша делегация была на втором месте после США, у которых отобралось больше видов спорта. А мы отстали от них всего на 8 золотых медалей. Почти 40% нашей делегации стали призерами! Звание Олимпийских чемпионов получили 45 спортсменов, а ведь сегодня "расстояние" между золотом, серебром и бронзой измеряется иногда в сотые доли секунды, поэтому медали практически одинаковые. Более того, если уж продолжить подсчеты медалей - а ведь именно за ними едут на Олимпиаду спортсмены - после Сиднея их стало больше.
- Как тут не помечтать - в Афинах мы могли быть и первыми!..
- Да, могли. Могли получить золото и в фехтовании, и в прыжках на батуте, и в спортивной гимнастике...
- ...Да, когда проигрывают наши спортсмены, очень больно. Помню, первые дни олимпиады, когда мы отставали по медалям с большим отрывом, и дома, и на работе был просто траур. И ведь ребята, естественно, тоже переживали.
- Конечно, переживали все. Хотя мы были к этому готовы. Дело в том, что уже не первые олимпийские игры программа составляется под американцев - вначале идут игровые виды, в которых они, действительно, очень сильны. Поэтому первые итоги и выглядели так малоутешительно: за 8 дней они набрали 27 золотых медалей, а мы всего три.
И здесь надо отдать должное президенту Олимпийского комитета России Леониду Тягачеву, который организовал приезд в Афины ветеранов-олимпийцев. Общение с ними, их профессиональный подход, патриотизм - это все много дало нашим ребятам. Кроме того, ветераны приехали со своими семьями, что тоже важно для создания атмосферы поддержки.
- Как же так получилось, что Вячеслав Фетисов - руководитель Федерального агентства по спорту - не получил нужной аккредитации и не мог постоянно общаться с нашими спортсменами?
- Вячеславу Александровичу в аккредитации никто не отказывал, просто он не захотел жить вместе со спортсменами в олимпийской деревне. Поэтому, в соответствие со статусом, ему дали номер в гостинице для VIP-персон, там, где жили члены МОК, и, естественно, - VIP-аккредитацию. Но она не дает право прохода в деревню. Это общее правило. Условия проживания в деревне были, конечно, скромные - как для всех членов олимпийской команды любой страны. Так жил и Тягачев - маленькая комната, кровать и тумбочка. Там же, в деревне, жил и заместитель Фетисова - Васин, так что оперативная связь с руководством Агентства поддерживалась постоянно.
- "Русский дом", наверное, тоже работал на медали?
- Мы старались поддержать имидж наших спортсменов на самом высоком уровне. На этот раз как такового дома не было - была просто программа. Дело в том, что график проведения соревнований на олимпийских играх практически не позволяет сделать так, чтобы в "Русском доме" постоянно было какое-то общение. Поэтому мы решили проводить мероприятия по программе русского дома в различных местах. Представительские - в Доме приемов посольства. Это роскошный дом, его нам предоставили бесплатно. Он был оформлен в русском стиле, там были организованы приемы в честь президентов Национальных олимпийских комитетов и послов. Были приглашены все - и руководство олимпийского комитета, и спортсмены, и ветераны, и посольские работники. В том числе был и Самаранч - почетный президент МОК. Конечно, такой атмосферы, в которой происходило общение - с нашими традициями, открытостью - не было и не могло быть ни в одном другом национальном доме. Еще несколько мероприятий мы провели на корабле, где проживали ветераны-олимпийцы и наши болельщики. Туда приехало несколько творческих коллективов, они чествовали новых чемпионов. Так что все, как могли, старались поддерживать наших ребят, работали на их результат.
- Так в чем же главный "секрет" такого результата?
- Конечно, в первую очередь - в профессионализме наших спортсменов и их тренеров. В их силе духа, в патриотизме. Стать победителем олимпиады - это подвиг. К такому результату спортсмен вместе с тренером идет 10-15 лет. Отказывая себе во всем, подчиняя свою жизнь определенному распорядку, забывая семью. Он устремляет все свои силы на то, чтобы была прославлена наша страна, звучал наш гимн, поднимался наш флаг. Олимпийцы, действительно, настоящие патриоты и герои. Вы посмотрите - мы соревнуемся с США, которые вкладывают в спорт десятки миллиардов долларов, у них огромный призовой фонд, прекрасные тренировочные базы. Мы соревнуемся с Китаем, который создал мощнейшую государственную систему подготовки спортсменов. И не просто соревнуемся, а боремся за первое место. А ведь состояние спортивной отрасли в нашей стране ох как далеко и от американской, и от китайской. За последние 15 лет у нас в стране практически ничего не построено, ни у одного, даже олимпийского вида, нет достойной спортивной базы. Вы знаете, что, например, Чемпионат России по конькобежному спорту последние 8 лет проводился в Берлине? И только сейчас в Москве открылся Ледовый дворец. А ведь если мы не будем строить спортивные сооружения, не будем платить достойную зарплату тренерам, то нас не спасет даже миллион призовых за олимпийскую медаль! Нам некого будет выставить за этот миллион, и любой менеджмент будет бессилен.
В стране нет молодых тренеров. Кто пойдет работать на 3-4 тысячи рублей? Остаются специалисты, которым по 50-60-70 лет. Те, кто помоложе, уезжают за рубеж. 90 наших российских тренеров по гимнастике - в США, тренируют американских олимпийцев... Как можно оценивать итоги олимпиады в таких условиях? Мне кажется, нужно сказать огромное спасибо тем, кто сохранил спорт в стране - нашим регионам и нашим федерациям. Именно они, практически в отсутствие помощи со стороны государства, из всех сил стараются поддерживать высокий уровень наших олимпийских достижений, поддерживают престиж страны. Но насколько их еще хватит - на 5-10 лет?!
А теперь давайте посмотрим на другие итоги. По многим игровым видам олимпийской программы наши команды просто не были отобраны. Потому что их уже не из кого отбирать. Закрылись почти все детские спортивные школы. Нет пополнения ребят, нет естественного отбора, нет роста - и вот вам результаты, уже на олимпийском уровне. А на государственном - мы теряем самое основное: спортивных детей, здоровье нации и естественный отбор. Ведь для того, чтобы вырастить одного олимпийского чемпиона, нужно чтобы в этом виде спорта занималось не меньше 50 тысяч человек. На 10 тысяч занимающихся только один становится чемпионом мира, 300 становятся мастерами спорта, а остальные просто приобщаются к здоровому образу жизни. Ребенок, прозанимавшись в спортивной детской школе 3-4 года, приучается к определенному ритму, он получает запас двигательных навыков, у него появляется определенная физическая культура, на всю жизнь остается и любовь к спорту. В этом и состоит смысл олимпийского движения. А задача государства - его поддерживать: координировать работу спортивных федераций, финансировать тренеров, спортивные школы. Именно этим и должен заниматься наш спорткомитет, который теперь называется федеральным агентством. Он должен создавать программы развития спорта по всем возрастам - для малышей, для школьников, для студентов; должен создавать материальную базу, чтобы как можно шире охватить детей; должен заниматься пропагандой спорта и здорового образа жизни. Но пока, к сожалению, этого нет.
- Но ведь не только олимпийские виды приобщают ребенка к физической культуре. Более того, выбирая спорт по душе - волейбол, туризм или футбол - мало кто задумывается, является ли он олимпийским.
- Конечно. У нас в стране тысячи, десятки тысяч любителей автомобильного и мотоциклетного спорта, бильярда, пляжного волейбола, спортивного туризма, зимнего плавания - всего, что сопутствует досугу и активному отдыху. Многие, познакомившись за рубежом с видами спорта, неизвестными у нас - боулингом, сквошем, дайвингом, рафтингом - стали их горячими поклонниками. Традиционной популярностью пользуются у нас и спорт, издавна известный в России - самбо, бильярд, хоккей с мячом, шахматы. Многие мальчишки увлекаются восточными единоборствами. Огромное число поклонников у спортивного "экстрима" - автогонок и парашютного спорта. И для них, действительно, совершенно неважно - является ли их любимый спорт олимпийским. Эта грань проведена лишь в чиновничьих циркулярах для определения масштабов финансирования.
- И тем ни менее, как бы виртуальна не была эта грань, проблема финансирования и здесь стоит очень остро...
- Да, реалии таковы, что неолимпийскими видами спорта занимаются волонтеры. Находят помещения, оборудуют их, вкладывают свои труд, средства, разыскивают спонсоров. Они объединяются в федерации - общественные организации, которые разрабатывают правила, отбирают спортсменов, назначают календарь проведения соревнований. Это очень большая работа и они ее проводят. Неолимпийскими видами спорта занимается огромное число детей, у них нет таких условий, как в школах олимпийского резерва и в ДЮСШ по олимпийским видам спорта. И конечно, их нужно поддерживать. Ведь это и есть массовый, народный спорт, востребованный прежде всего молодежью. Нужна поддержка их соревновательных программ, открытых состязаний, массовых спортивных праздников.
- Эти задачи и решает Комитет по национальным и неолимпийским видам спорта?
- Да, мы координируем работу федераций по неолимпийским видам, представляем их интересы на международном и на государственном уровне. На сегодняшний день комитет заключил договора уже с 72 федерациями. Мы проводим открытые фестивали народного спорта в различных городах России. В первом, в Сызрани, участвовало две с половиной тысячи детей. Приезжали ребята из Индии, с Украины, из Литвы. Были задействованы все площадки города. А этим летом состоялся очень большой фестиваль в Якутии. Но мы - общественная организация, и в части финансирования наши возможности, естественно, ограничены. Ведь найти спонсоров на неолимпийские виды очень сложно.
- А как складываются взаимоотношения с Федеральным агентством по спорту?
- К сожалению, Агентство отказывается от сотрудничества с нами. Мы бы хотели подписать с ним соответствующий договор, чтобы иметь возможность профинансировать основные мероприятия наших федераций - хотя бы по одному-двум самым крупным в год. Но пока вся основная работа выполняется лишь на общественных началах.
- Такие структуры, как ваш Комитет, есть, наверное, и в других странах?
- Да, они уже существуют во многих странах. Их работа - часть международного олимпийского движения. Сегодня мировое развитие спорта идет так - под патронатом Международного Олимпийского комитета каждые 4 года проводятся Всемирные игры по неолимпийским видам спорта. (Так их назвал Хуан Антонио Самаранч - ныне почетный президент МОК). Они проводятся с 1981 года международной ассоциацией всемирных игр. Ритуал их такой же, как и на олимпийских играх - выходят команды, поднимаются флаги, играют гимны. Но в начале не в каждой стране были структуры, которые могли бы подготовить и поддержать своих спортсменов, вывести их на парад: большинство команд собирали деньги и экипировались как могли. Для того, чтобы эффективно решать все организационные вопросы с масштабе своей страны, международный олимпийский комитет рекомендовал национальным олимпийским комитетам создать соответствующие структуры. А мы немного опередили его - к тому времени наш комитет уже работал 3 года, мы получили признание в Олимпийском комитете России. Тогда нас поддержал Виталий Смирнов, а сейчас эти традиции продолжает Леонид Тягачев.
- Связь комитетов понятна - ведь граница условная: сегодня неолимпийский вид, а завтра он уже входит в программу олимпиады.
- Да, действительно, граница очень подвижна. Теннис, например, ее переходил уже 5 раз, становясь то олимпийским, то неолимпийским. Со временем в программе олимпиады появляются совершенно новые виды. Недавно олимпийским стал керлинг - шотландский национальный вид спорта. Кроме того, неолимпийские виды - это огромный резерв. "Неолимпийцы" очень часто становятся олимпийскими чемпионами в близких видах спорта. Так, например, 12 спортсменов по самбо (неолимпийский вид - прим.ред.) стали олимпийскими чемпионами по Греко-римской борьбе, а Анатолий Рощин был олимпийским чемпионом трижды.
- Сколько уже состоялось Всемирных игр?
- В 2005 году они будут проходить уже в 7-й раз. На этот раз в Дуйсбурге, в Германии. Соревнования будут проводиться по 35 видам спорта - это больше, чем на олимпийских играх. Предыдущие, шестые Всемирные игры в 2001 году проходили в Японии, в Окито. В них участвовало 56 стран, в программе были объявлены 26 видов спорта. Но, к сожалению, у нас смогли выехать только 9 федераций, которые нашли деньги. И несмотря ни на что наши спортсмены были лучшими - выиграли первое командное место, завоевали 42 медали, из них 24 золотых. Американцы были вторыми - завоевали 15 золотых медалей, французы - 12. Но, к сожалению, в нашей прессе это не прозвучало, хотя спортсменам просто нужно было сказать спасибо - ведь мало того, что они сами успешно занимаются спортом, развивают свои виды, но еще и нашли спонсоров, нашли возможность выехать на соревнования. Благодаря им много раз звучал гимн нашей страны, поднимался наш флаг. Такой пример, конечно, достоин подражания.
- Михаил Иванович, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
- Равняться на наших олимпийцев, на лучших наших спортсменов. И неважно, какой они выберут для себя спорт - олимпийский или нет - все дороги ведут к Олимпу.