Примерное время чтения: 5 минут
99

Вагит Алекперов: "Чтобы смело идти в ХХI век"

НИ ДЛЯ КОГО не является секретом, что цена на нефть в России в три раза меньше мировой. ЛУКОЙЛ делает все, чтобы ее удержать и в будущем. С президентом этой компании Вагитом АЛЕКПЕРОВЫМ беседует наш корреспондент.

- Вагит Юсуфович, как известно, курс нынешнего правительства направлен на возрождение отечественной промышленности. Так как ЛУКОЙЛ является лидером экономики страны, есть все основания надеяться, что именно с вашей помощью, в первую очередь, произойдет восстановление производства.

- Мы постоянно убеждали, что надо ориентироваться на отечественного производителя. Хорошо, что у нас начинают понимать эту аксиому. К сожалению, меры, которые принимаются

в этом году по нашей отрасли, т. е. введение экспортных и сезонных пошлин на нефтепродукты и т. п., усугубляют и без того тяжелое наше положение. Ясно, что правительству сегодня нужно сформировать бюджет, найти источники поддержки других отраслей: на сырьевой базе всю экономику не вытянешь. И в то же время одна отрасль, например нефтегазодобывающая, может послужить в роли локомотива, который сдвинет поезд с места. Сегодняшнее финансово-экономическое положение не позволяет правительству объективно посмотреть на деятельность нефтегазодобывающей отрасли, она и без того перегружена налоговым бременем. Вот почему мы - за взвешенные подход и действия, за разумное введение экспортных пошлин; мы не против того, чтобы регулировалась сверхдоходность нефтяных компаний. - Сейчас много споров идет вокруг реструктуризации российской нефтяной промышленности. Витают всякие идеи, вплоть до создания национальной компании. Как вы относитесь к этому?

- Вы знаете, ЛУКОЙЛ сделал предложение: купить - я подчеркиваю, не подарить, а именно купить - нефтяные компании за свои акции, т. е. сделать то же самое, что сделал "Эксон" с "Мобилом". Эти крупные мировые компании объединились в "Мобил-Эксон". Пресса, к сожалению, неправильно преподносит очень многие факты. ЛУКОЙЛ предлагает купить у государства в обмен на свои акции производства, которые не приносят ни доходов,

ни дивидендов; дело идет к тому, что теряются самые ликвидные активы государственной собственности. А что такое акции ЛУКОЙЛа, знает всяк: они продаются в любой точке мира.

Что касается идеи национальной компании. Создание очередного государственного управления - возврат к старому: опять собственность не будет никому принадлежать, т. е. станет бесхозной. Управляющие, менеджеры, ответственные за отдельные направления отрасли в организациях, не будут заинтересованы в эффективной работе. Я глубоко убежден, что государству нужно принимать решение по оставшейся собственности: или ее продать, или другой вариант - объединить.

- Вагит Юсуфович, у многих на слуху мнение, что крупные нефтяные компании безоглядно перекачивают за рубеж природное богатство России. Насколько справедливы такие опасения?

- Наиболее строжайшая система контроля, которая на сегодня существует в России, - у "Транснефти". И второе. Сегодня именно государство устанавливает процент экспорта нефти за пределы России. И только оно вправе увеличивать или уменьшать количество экспортируемой нефти. Мы считаем, что те излишки - а это 30 %, - которые мы перекачиваем за рубеж, - это источник поддержания благополучия в целом российского общества и стабилизации рубля.

- Наверняка многие читатели "АиФ" видели по телевидению сюжеты о безобразном освоении месторождений. Залитая нефтью, истерзанная тундра, нефтяные озера в тайге. Как сейчас обстоят дела, насколько совместимы нефтедобыча и экология?

- Совместимы. Сегодня технология, оборудование, материалы, которые используются ЛУКОЙЛом, отвечают самым высоким международным стандартам. Вопрос лишь в одном: достаточно ли денег для поддержания наших основных фондов? А они требуют капитального ремонта. Нефтяники России принимают серьезные и принципиальные программы по экологической защищенности своих объектов. Например, ЛУКОЙЛ сократил на 5% выброс вредных веществ в атмосферу. Но, к сожалению, сегодня исключить аварийность нашего хозяйства мы не можем: многие скважины уже отрабатывают свои сроки, и вопросы, о которых вы говорите, встают с особой остротой.

- С не меньшей остротой встают проблемы российского Севера. Каждый год с героическими усилиями мы завозим туда нефтепродукты...

- Парадокс: страна, которая добывает 300 млн. т нефти, не в состоянии обеспечить стабильную работу из-за того, что не может завезти в районы Севера 25-30 тыс. тонн топлива, например на ту же Камчатку. Наша компания готова при условии ее укрепления взять на себя все эти заботы. Мы можем обеспечить российский Север от Мурманска до Камчатки необходимым топливом. Мы подготовили и передали в правительство программы по этому вопросу, но пока никаких ценовых предложений не обсуждали.

- И последнее. Об энергетической безопасности России. Не будет она под угрозой?

- Именно сейчас, на рубеже веков, надо готовить необходимую базу на 2040-2050 годы. В следующем столетии ожидается повышение цены на нефть, и уже сейчас нужно знать, как мы будем через полвека зарабатывать деньги. Крайне необходима программа, направленная не только на стабилизацию, но и на увеличение добычи нефти и газа, на подготовку новых регионов. К сожалению, мы на территории России за последние 20 лет не подготовили ни одной нефтегазодобывающей провинции. Нужна государственная программа развития нефтегазодобывающей отрасли, и цель у нее одна - энергетическая безопасность России. Только при таких условиях можно смело смотреть в следующее столетие.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно